Гармонизация психического и функционального состояния детей специальной медицинской группы в условиях урока по физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 1 2018, с.59-61

Доктор биологических наук, профессор Ю.А. Буков1
Н.Г. Георгиева1
1Крымский федеральный университет, Симферополь

Рассматривается проблема здровьесбережения школьников специальной медицинской группы. Показано, что психоэмоциональное напряжение, проявляющееся факторами тревожности, оказывает значительное влияние на состояние здоровья учащихся. Авторами предложена педагогическая технология «Осознанная телесность», в основе идеи которой заложен дифференциорованный подход, заключающийся в индивидуальном воздействии применяемых корригирующих и общеразвивающих упражнений, основанных на принципах телесно-ориентированной терапии.
В исследовании приняли участие 96 школьниц г. Симферополя в возрасте 14-15 лет, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Как показали результаты, в состоянии психоэмоционального напряжения у школьниц формируется гипервентиляция, приводящая к изменению газового гомеостаза. Нейрогенно обусловленное изменение баланса СО2 в организме является проявлением нарушений интегративных отношений между психическим и функциональным состоянием, приводящих в итоге к разбалансировке механизмов, лежащих в основе обеспечения активной жизнеспособности. Педагогическая технология «Осознанная телесность» не только обеспечивает интеграцию психических и вегетативных функций организма, но и способствует развитию кинезиологического потенциала детей школьного возраста.

Ключевые слова: педагогическая технология, интеграция, психические и физиологические функции, специальная медицинская группа, физическое воспитание.

Используемая литература

  1. Андрющенко Л.Б. Глобальные тенденции здоровьеформирующего образа жизни в системе образовательных организаций / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько. Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 332-335.
  2. Буков Ю.А. Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы / Ю.А. Буков, Н.Г. Георгиева // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6. – С. 31-36.
  3. Казантинова Г.М. Физическая культура студента: учебник / Г.М. Казантинова, Т.А. Чарова, Л.Б. Андрющенко. – Волгоград, 2017.
  4. Лубышева Л.И. Интеграция физического и психического развития студентов на основе кинезиолоческого подхода к их физкультурно-спортивному образованию / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 1-5.
  5. Нехорошкова А.Н. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанова, Ю.С. Джос // Экология человека. – 2015. – № 6. – С. 47-54.
  6. Параничева Т.М. Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет / Т.М. Параничева, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина Е.В. // Новые исследования. – 2013. – № 4. – С.115-130.
  7. Чехонин А.Д. Занятия восточными единоборствами как фактор регуляции психического напряжения и треовожности старшего дошкольника. А.Д. Чехонин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 37-40.
  8. Черепов Е.А. Содействие сохранению психического здоровья подростков в процессе физического воспитания в школе / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – Т. 13. – № 1. – С. 9-16.