Количественная оценка уровня стресса, испытывемого студентами в период экзаменационной сессии и в условиях спортивных соревнований

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент Т.Е. Батоцыренова1
Магистрант М.М. Олейник1
Аспирант М.М. Блохин1
М.Е. Дмитриева1
1Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), Владимир

Представлена количественная оценка уровня стресса, который испытывают студенты во время обучения в вузе в период итоговой государственной аттестации и в условиях спортивных соревнований. Уровень стресса определяли по показателям вариабельности сердечного ритма [2]. Показаны результаты двух серий исследований, проведенных во время экзаменационной сессии студентов последнего курса до и после защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) и в условиях турнира по боксу. Полученный экспериментальный материал был обработан с использованием общепринятых математико-статистических методов.
Исследование функционального состояния организма студентов в период экзаменационной сессии в условиях защиты ВКР выявило повышенные значения таких вегетативных показателей, как частота сердечных сокращений и артериальное давление. На примере бокса показано, что высокий уровень психоэмоциональных и физических нагрузок, характерный для современного спорта, особенно в условиях соревнований, оказывает сильнейшее стрессорное воздействие на организм студентов-спортсменов.

Ключевые слова: студенты, стресс, вариабельность сердечного ритма, спорт, соревнования, экзаменационная сессия.

Литература

  1. Абхаирова Э.Э. Оценка адаптационных возможностей разных участников образовательного процесса во время экзаменов / Э.Э. Абхаирова, Л.Ш. Эбубекирова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XVII Всерос. симпозиума. Рязань, 23-26 мая 2017 г. – М.: РУДН, 2017. – С. 4-5.
  2. Агаджанян Н.А. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма / Н.А. Агаджанян и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 1. – С. 2-4.
  3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина. 1979. – 298 с.
  4. Баевский Р.М. В помощь практическому врачу. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. Метод. реком. / Р.М. Баевский и др. // Вестник аритмологии. – 2001. – № 24. – С. 65-87.
  5. Гаврилова Е.А. Спорт, стресс, вариабельность [Электронный ресурс]: монография / Е.А. Гаврилова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Изд-во «Спорт», 2015. – 168 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43915.html. – ЭБС «IPRbooks»
  6. Джеррольд С. Гринберг. Управление стрессом,7-е изд. / Джеррольд С. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Дебердеева Н.А. Оценка степени стрессоустойчивости студентов на основе современных психологических методик / Н.А. Дебердеева и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 10. – С. 101-102.
  8. Семенов Ю.Н. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца. Вариабельность сердечного ритма / Ю.Н. Семенов, Р.М. Баевский. – Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 1996. – С. 160-162.
  9. Шлык Н.И. Об особенностях медленноволновой структуры вариабельности ритма сердца у школьников с разной исходной активностью регуляторных систем организма / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова // Научные труды 1-го съезда физиологов СНГ / Под ред. Р.И. Сепиашвили. – Т. 1. – М.: Медицина-Здоровье, 2005. – С. 149.
  10. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис.  … докт. биол. наук / Ю.В. Щербатых. – СПб, 2001. – 32 с.