К обоснованию системы личностно ориентированного непрофессионального физкультурного образования студентов в условиях высшего учебного заведения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых1
1Донецкий национальный университет, Донецк

Раскрыты особенности личностно ориентированного и средо-ориентированного подходов в современном физическом воспитании студентов. Установлены основные цели непрофессионального физкультурного образования студенческой молодежи, такие как достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека, создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью, воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения рефлектировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития, а также ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности.
По результатам исследовательской работы авторы делают вывод о том, что структуризация знаний и обоснование требований к организации личностно ориентированного непрофессионального физкультурного образования студентов необходимы для построения системы личностно ориентированного непрофессионального физкультурного образования в отдельном вузе.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, средо-ориентированный подход, непрофессиональное физкультурное образование.

Литература

  1. Ахвердова  О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 9. – С. 5-7.
  2. Бєлих  С.І. Обґрунтування потреби системних досліджень за темою непрофесійної фізкультурної освіти студентів / С.І.  Бєлих // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. Випуск 91. Серія: Педагогічні науки. Фізичне виховання та спорт. – Чернігів: ЧНПУ, 2011. – С. 51-53.
  3. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В.И. Бондин // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 10. – С. 15-18.
  4. Дмитриев  С.В. Антропные вузовские технологии – важен не обученный специалист, а развивающийся профессионал / С.В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 3.  –  С. 37-41.
  5. Лотоненко  А.В. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи / А.В. Лотоненко, Е.А.  Стеблецов // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. –  С. 26, 39-41.
  6. Лубышева  Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1996. – 40 с.
  7. Манжелей  И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 8-11.
  8. Олияр  В.И. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся / В.И. Олияр, В.С. Быков // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 1. – С. 11-15.
  9. Степин  В.С. Философия и образы будущего / В.С. Степин // Вопросы философии. – 1994. – № 6. – С. 6-12.