Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных траекторий в системе адаптивного физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева2
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) раскрывается в интенсификации психофизиологических процессов, изменяющихся под воздействием факторов (заболеваний), что выражается в затруднении реализации собственных возможностей, совпадающих с получением профессии, и снижении эффективности ее освоения и достижения оптимального уровня социальной активности. В ходе исследования выявлено, что сформировались нечеткость и двойственность взглядов на социальное развитие личности студентов с ОВЗ, с одной стороны, как необходимость включения данного контингента в образовательный процесс, с другой – проявляется в недостаточной проработанности социально-педагогической системы вуза. Это позволило разработать и внедрить в образовательный процесс вузов структурно-функциональную модель социального развития личности студентов с ОВЗ, спроектировать и реализовать технологию индивидуальных образовательных траекторий в системе адаптивного физического воспитания, определить компоненты и уровни сформированности социальной развитости студентов с ОВЗ.

Ключевые слова: социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья, адаптивное физическое воспитание, индивидуальные образовательные траектории.

Литература

  1. Ахметшина Ю.В. Развитие социально-личностной компетенции студентов экономического вуза / Ю.В. Ахметшина // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 2. – С. 35.
  2. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов. – М.: Изд-во: «Перо», 2017. – 296 с.
  3. Голикова Е.М. Индивидуальные траектории инклюзивного обучения студентов с ОВЗ в физкультурном образовании / Е.М. Голикова, Т.М. Панкратович, П.П. Тиссен // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 37-38.
  4. Голикова Е.М. Реализация педагогической концепции социального развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е.М. Голикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 6. – С. 53-55.
  5. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С.А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.
  6. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике / Л.И. Лубышева. – М. НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  7. Петровский А.В. Психология и время / А.В. Петровский. – Питер. 2006. – 640 с.
  8. Приступа Е.Н. Социальная робота с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е.Н. Приступа. – М.: Форум: ИНФРА. – М., 2015. – 160 с.