Нормативно-правовые аспекты шахматного всеобуча

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская1
1Московская государственная академия физической культуры, Малаховка,  Московская область

Статья указывает на несоответствие методического сопровождения шахматного всеобуча нормативно-правовым требованиям российской системы образования. Авторы считают, что  шахматы в урочной форме могут реализовываться в рамках вариативной части образовательных программ (при согласовании с администрацией образовательного учреждения) начального, общего и среднего образования. В профессиональном образовании шахматы могут быть учебной дисциплиной при реализации практически любой образовательной программы (в том числе факультативно). На практике сегодня чаще всего шахматы как образовательный инструмент представлены в дополнительном образовании. Авторами делается вывод, что прямой перенос шахматных образовательных программ из системы дополнительного образования (прежде всего спортивных) в общее не рекомендуется и, как представлено выше, неправомерно. Таким образом, процесс преподавания шахмат как элемент структуры современного образования регулируется разными нормативно-правовыми документами и содержательно шахматный всеобуч должен учитывать это.

Ключевые слова: шахматы, шахматный всеобуч, инновации в образовании, учебно-методическое обеспечение.

Литература

  1. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6. – С. 132-140
  2. Скаржинский Н.С. Киберспорт в детском саду? / Н. Скаржинский // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2016. – № 5. – С. 38-39.
  3. Сухин И.Г. Ключи к решению проблем интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / И.Г. Сухин // В сб.: Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования. – 2013. – С. 34-39.