Методика формирования стрессоустойчивости у легкоатлетов-спринтеров

Фотографии: 

О.В. Сергеев1
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности. Экспериментально подтвержден факт значительного, но индивидуально детерминированного у каждого спортсмена влияния психической и физической нагрузки на увеличение латентного периода времени простой и сложной психической реакции, что является следствием снижения спортивных результатов. особенно в спринтерском беге.  Авторами разработана и экспериментально обоснована методика формирования стрессоустойчивости у легкоатлетов-спринтеров в годичном цикле тренировки, в которой спортсмен и тренер являются субъектами рефлексивного взаимодействия, предполагающего диагностику, целеполагание, овладение, применение, поддержку, рефлексию, коррекцию и профилактику психоэмоциональных состояний и поведения легкоатлетов-спринтеров с учетом их индивидуально-личностных особенностей посредством выделения четырех групп (системной коррекции и эпизодической коррекции, ситуационной помощи и профилактики),  в которых в условиях тренировки и соревнований в разной степени оказывается психолого-педагогическая поддержка. Экспериментально обоснована эффективность метода мобильной персональной установки тренера.

Ключевые слова: стрессоустойчивость легкоатлетов-спринтеров, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение, рефлексивное взаимодействие,  метод мобильной персональной установки тренера.

Литература

  1. Аикин В.А. Современные тенденции в физиологии бега на длинные и сверхдлинные дистанции (зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / В.А. Аикин, Ю.В. Корягина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 7. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-fiziologii-beg....
  2. Германов Г.Н. Изучение детерминант подготовки, определяющих успех выступления спортсменов стран Европы в легкоатлетическом спорте высших достижений [Электронный ресурс] / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин, Е.Г. Цуканова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-determinant-podgotovki-opred....
  3. Загвязинский В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 3–5.
  4. Залиханова А.А. Влияние психологических факторов личности на соревновательное состояние бегунов с различным уровнем реализации соревновательных целей / А.А. Залиханова // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2010. – № 4 (19). – С. 42–44.
  5. Павлова О.И. Инновационные подходы к тренировке легкоатлетов в период предолимпийского цикла / О.И. Павлова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 73–75.
  6. Сергеев О.В. Формирование стрессоустойчивости у легкоатлетов-спринтеров на этапе углубленной специализации / О.В. Сергеев // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 8. – С. 34.