Физкультурно-оздоровительные технологии в семье для формирования активного двигательного режима ребенка

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Голубева1
Аспирантка А.А. Сафиуллина
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

В статье отражены результаты исследования об использовании физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ) в семье, начиная с периода «до рождения ребенка» и в дошкольном возрасте. Результаты исследования свидетельствуют о том, что основной фактор, оптимизирующий двигательную активность в антенатальном периоде, – специальный двигательный режим будущей мамы (с использованием физкультурно-оздоровительных технологий – «гимнастика до рождения»). Признаками активного двигательного режима ребенка являются: высокая (внутренняя) потребность в движениях, средний или высокий уровень двигательной активности, самостоятельное использование пассивной развивающей среды (приспособления и снаряды), регламентируемое содержанием и методическими особенностями физкультурно-оздоровительных технологий (методика Г. Домана с подпрограммами – развитие мануальных навыков, равновесие; экспрессивная динамическая гимнастика – упражнения в висах; индивидуальные коррекционные игры, закаливающие процедуры; «динамические позы»). Критериями эффективности служат шкала Апгар, темпы формирования статических и динамических функций; параметры двигательной активности (объем, продолжительность, интенсивность), продолжительность и количество случаев заболеваемости, уровень и тип двигательной активности.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, двигательный режим, ребенок, потребность в движениях.

Литература

  1. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: автореф. ... докт. дис. / Г.Н. Голубева. – Малаховка, 2008. – 27 с.
  2. Голубева Г.Н. Содержание физкультурно-оздоровительных технологий формирования активного двигательного режима ребенка до 6 лет / Г.Н. Голубева // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 11. – С. 52-54.
  3. Дворкина Н.И. Система формирования базовой личной физической культуры дошкольников / Н.И. Дворкина // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – 464 с.
  4. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7-11.
  5. Cафиуллина А.А. Стили физического воспитания в семье / А.А. Сафиуллина /Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма». – Казань, 2017 г.