Мониторинговые исследования физического здоровья дошкольников: от проблем к поиску решений

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.П. Завьялова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Стародубцева1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

Представлен анализ проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга физического здоровья 1283 детей 5-7 лет, посещающих дошкольные учреждения г. Тюмени. Установлено, что в настоящее время проведению мониторингов в детских садах препятствует несколько проблем: несовершенство программно-нормативного обеспечения; отсутствие единых требований к процедуре тестирования и т.д. Показано, что определяющими факторами в актуализации мониторинга физического здоровья дошкольников 5-7 лет, воспитывающихся в детских садах г. Тюмени, стали: 1) интеграция усилий городских властей (Департамента по спорту и молодежной политике и Департамента образования); 2) привлечение учёных, разработавших методику изучения физического здоровья детей 5-7 лет по совокупности показателей физической подготовленности (бег на 30 и 300 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с, челночный бег 3х10 м, наклон вперед из положения стоя на скамье), физического и функционального развития (весоростовые показатели, спирометрия, динамометрия, индекс массы тела – Кетле-2), и студентов института физической культуры для получения объективной информации; 3) внедрение компьютерной программы для хранения и анализа данных.

Ключевые слова: мониторинговые исследования, физическое здоровье дошкольников, дошкольники 5-7 лет, проблемы мониторинга, поиск решений.

Литература

  1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. – М.: Советский спорт, 2005. – 195 с. 
  2. Завьялова Т.П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения / Т.П. Завьялова // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С.17-19.
  3. Завьялова Т.П. Методические рекомендации к мониторингу физической подготовленности дошкольников / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 30 с.
  4. Семёнов Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей – выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 26-29.
  5. Стародубцева И.В. Психофизический портрет современного выпускника детского сада (на примере тюменского региона): монография / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2017. – 112 с.
  6. Третьяков П.И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / П.И. Третьяков, Н.А. Шарай // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 295-300.