Психологические и морфофункциональные особенности студентов специальной медицинской группы

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук Л.В. Рычкова1, 2
Доктор биологических наук В.М. Поляков1
Кандидат биологических наук К.В. Сухинина2
Академик РАН, доктор медицинских наук Л.И. Колесникова1, 2
1Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск
2Иркутский государственный университет, Иркутск

Обследовано 60 юношей, студентов 1-го и 2-го курсов, занимающихся в специальной медицинской группе. Все обследованные юноши обучались в Иркутском государственном университете на факультетах физико-математического, гуманитарного, естественно-биологического профилей. Экспериментальную группу составили 30 человек, из них 15 человек – с нарушениями костно-мышечного аппарата (сколиоз 1-й и 2-й степени грудного и грудо-поясничного отделов), 15 – с диагнозом вегето-сосудистая дистония (ВСД) легкой и средней степени тяжести. В контрольную группу были определены 30 практически здоровых юношей, уравненных по возрасту. Средний возраст первокурсников – 17,8 ± 1,12 года (М±σ), средний рост юношей – 177,0±4,8 см, вес – 71,5±2,8 кг (М±σ). Были изучены психологические, антропометрические показатели и особенности состояния вегетативной нервной системы у первокурсников. Все обследованные студенты имели индекс массы тела, близкий к нижней границе. Юноши с заболеваниями костно-мышечной системы отличались самыми низкими показателями костной массы тела. У юношей с ВСД выявлены низкая психическая адаптивность и повышенная реактивность в ответ на функциональную и холодовую пробы.

Ключевые слова: студенты 1-го курса, психологические особенности, адаптивность, вегетативная нервная система, компонентный состав тела.

Литература

  1. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: практ. пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов. – М.: Медгиз, 1975. – 30 с.
  2. Васильев М.А. Статистическое исследование состояния здоровья населения Российской Федерации / М.А. Васильев. – М., 2009. – 183 с.
  3. Елисеев О.П. Изучение потребности в достижении / О.П. Елисеев / Практикум по психологии личности. – СПб., 2003. – С. 427-428.
  4. Зерщикова Т.А. Особенности адаптации первокурсников педагогического факультета / Т.А. Зерщикова // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 (ч. 2). – С. 254-257.
  5. Калгин В.В. Оценка заболеваемости и распределение по медицинским группам занятий физической культурой студентов первого курса Северного государственного медицинского университета / В.В. Калгин [и др.] // Циркумполярная медицина: влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья человека. – Архангельск, 2011. – С. 136-139.
  6. Колесникова Л.И. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов-первокурсников иркутского государственного университета / Л.И. Колесникова [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1 (ч. 3). – С. 522-527.
  7. Колесникова Л.И. Социально-психологические особенности студентов-первокурсников в зависимости от профиля обучения / Л.И. Колесникова [и др.] // БЮЛЛЕТЕНЬ ВС НЦ СО РАМН. – 2015. – № 4. – С. 52 – 57.
  8. Мерков А.М. Санитарная статистика (пособие для врачей) / А.М. Мерков, Л.Е. Поляков. – М.: Медицина, 1974. – 384 с.
  9. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методы и тесты: учеб. пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
  10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изда-во «Речь», 2001. – С. 127-129, 138-141.
  11. Фомин Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин. 3-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 416 с.
  12. Халидова Л.М. Особенности функционирования центральной нервной системы у студентов, обучающихся на биолого-химическом факультете и факультете государственного управления / Л.М. Халидова [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 12 (ч. 2). – С. 391-396.