Комплексная методика формирования психологической готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии к нестандартным экстремальным условиям

Фотографии: 

ˑ: 

Соискатель А.В. Макаров1
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев2
1Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Красноярский край, Железногорск
2Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

Поиск и разработка современных средств и методов формирования профессионально важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии – важная задача специалистов, ученых и практиков. Формирование базовых профессионально-прикладных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии с учетом современных вызовов природной стихии, развития промышленности и активной человеческой деятельности требует разработки нетрадиционных образовательных технологий и средств профессионального обучения специалистов данной отрасли.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплексную методику формирования психологической готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии и проверить её результативность в педагогическом эксперименте.
Суть предложенной методики заключалась в следующем: на вдохе внимание концентрировалось на области солнечного сплетения (ОСС) при одновременном создании в ней образа светлого облака, являющегося результатом мысленного сосредоточения «дыхательной энергии». На выдохе созданный образ мысленно направлялся в различные участки тела в определенной последовательности: стопы, голени, бедра, живота, предплечья, плеча, мышц груди, шеи. Каждый мысленный «вдох–выдох» выполнялся 3-5 раз в одну область тела. Сначала прорабатывались все суставы, затем – мышцы.
Экспериментальная комплексная методика формирования психологической готовности курсантов к работе в нестандартных экстремальных условиях показала свою высокую эффективность и может быть рекомендована для внедрения в высших учебных заведениях МЧС России.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, курсанты Сибирской спасательной академии, методика формирования.

Литература

  1. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. … докт. псх. наук / О.В. Дашкевич. – М., 1985. – 36 с.
  2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 342 с.
  3. Киселев Ю.А. Понятие психологического стресса в спорте: Методы исследования стресса / Ю.А. Киселев // Психический стресс в спорте: Матер. I Всесоюзного симпозиума (7-9 июля 1973 г.). – Пермь: ПГПИ, 1973. – С. 3-6.
  4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань: КГПУ, 1969. – 231 с.