Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
Доктор педагогических наук, профессор Н. А. Фомина1
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Приводятся положения различных теорий. Они обосновывают возможность интеграции физической культуры с другими науками. Интеграционные возможности физического воспитания базируются на положениях концепции двух направлений. Первое из них содержит интегративно-педагогические концепции, отражающие совокупность упорядоченных взглядов, идей и положений, раскрывающих такой образовательный процесс. В эту группу входит концепция интеграции воспитательных сил общества. Ее основополагающее ядро заложено в трудах ученых В.Д. Семенова и Ю.С. Бродского. В трудах В.И. Загвязинского обоснована концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания. Также к первой группе основополагающих концепций интеграции в образовании можно отнести концепцию интегративной картины образования, обоснованную В.Н. Садовским.
Второе направление составляют образовательно-воспитательные концепции. Автор отмечает, что в них нет прямого упоминания об интеграционной направленности педагогического процесса, но имплицитно они создают предпосылки к его организации. Возможности сочетания технологий физического воспитания с другими обосновывает системный подход.
Платформу интеграционных возможностей физического воспитания создает антропологический подход.
Необходимость интеграции в физическом воспитании смежных областей наук подчеркивает концепция культурно-исторического развития личности, разработанная Л.С. Выготским.

Ключевые слова: теоретико-методологическое обоснование, интеграция, физическая культура.

Литература

  1. Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий / Организационно-технологический аспект: автореф. дис. … канд. пед. на­ук / Ю.С. Бродский. – Екатеринбург, 1993. – 18 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М., 1960. – 500 с.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / И.В. Загвязинский. – М.: Академия. – 150 с.
  4. Семенов В.Ю. Педагогика среды : учеб. пособие / В.Ю. Семенов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического института, 1993. – 67 с.
  5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. – М., 1974. – 123 с.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 265 с.