Эффективность здоровьеформирующего пространства общеобразовательной школы на основе спортизации физического воспитания

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Аспирантка А.С. Хафизова1
Аспирантка Э.Ф. Баймухаметова1
1Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск

В статье автором поставлена цель, базируясь на ключевых методологических положениях системного, экопсихологического, компетентностного и метапредметного подходов, теоретически обосновывать концепцию здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы. В модели здоровьеформирующего образовательного пространства ключевыми условиями взаимопроникновения и взаимодействия структурных элементов пространства и субъектов образования являются системообразующий и системообусловливающий факторы-хронотопы. Подобными хронотопами в авторской концепции представлены, во-первых, спортизация процесса физического воспитания, во-вторых, здоровьеформирующая интеграция предметных областей дисциплин ФГОС. Ключевым результатом эффективности здоровьеформирующего образовательного пространства школы, а соответственно, и значимым результатом образования автору представляется формирование у учащихся в паритете с уровнем образованности, согласно метапредметному и компетентностному подходам, фундаментального образовательного объекта – здоровья. Его оценка определяется путем выявления уровня сформированности здоровьеформирующих метапредметных компетенций: когнитивной, реабилитационной, оценочной, пропагандистско-просветительской, оздоровительно-развивающей, оздоровительно-рекреативной и спортивной.

Ключевые слова: здоровье, здоровьеформирующее образовательное пространство, спортизированное физическое воспитание, метапредметные здоровьеформирующие компетенции.

Литература

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1991. – 480 с.
  3. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. Л.И. Лубышевой. – М.: Теория и практика физической культуры, 2009. – 168 с.
  4. Манжелей И.В. Средоориентированный подход в физическом воспитании: монография / И.В. Манжелей. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. – 208 с.
  5. Манжелей И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта. – 2010. – 192 с.
  6. Ухтомский А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
  7. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-метод. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во «Эйдос». – 2012. – 73 с.
  8. Черепов Е.А. Повышение эффективности третьего урока физической культуры на основе внедрения модульной учебной программы спортивной направленности / Е.А. Черепов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 6. – С. 6-8.
  9. Черепов Е.А. Межшкольный спортивный клуб как продолжение традиции реализации положений концепции спортизации физического воспитания школьников / Е.А. Черепов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Т. 14, № 1. – 2014. – С. 7-11.
  10. Шендрик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И.Г. Шендрик // Образование и наука. – 2000. – № 1. – С. 74-84.