Оздоровительно-реабилитационный эффект верховой езды у детей

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук Е.Р. Яшина1
И.В. Прохорова1
Доктор медицинских наук П.С. Турзин1
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

Целью исследования стало аналитически и экспериментально обосновать оздоровительно-реабилитационный эффект, возникающий под воздействием физических нагрузок и психоэмоционального взаимодействия с лошадью в процессе верховой езды у детей, имеющих различные расстройства здоровья. В исследовании приняли участие 14 детей от 6 до 8 лет (5 мальчиков и 9 девочек), имевших нарушение осанки или синдром дефицита внимания, которые занимались по разработанной методике. Занятия проводились три раза в неделю в период с сентября по май. Длительность одного занятия составляла от 30 мин. Занятия проводились на месте и на шагу. До и после оздоровительного курса иппотерапии проводилось обследование детей, результаты которого показали улучшение функционального состояния их организма.
В ходе исследования разработан оздоровительно-реабилитационный курс иппотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выявлен по динамике значений ряда показателей выраженный оздоровительно-реабилитационный эффект, вполне сравнимый по значимости с эффектом, получаемым от проведения лечебной физической культуры с биологической обратной связью.

Ключевые слова: иппотерапия, лечебная физическая культура, оздоровление, реабилитация.

Литература

  1. Агафонова М.Е. Определение адекватности физической нагрузки функциональным возможностям спортивной пары «всадник–лошадь» во время тренировочных занятий и соревнований с помощью мониторов сердечного ритма // Сб. науч. тр. НИИФКиС РБ. – Минск, 2008. – Вып. 8. – С. 4–8.
  2. Агафонова М.Е. Мониторинг частоты сердечных сокращений спортивной пары «всадник–лошадь» в процессе соревнований по троеборью // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 8. – С. 7–10.
  3. Агафонова М.Е. Особенности динамики гематологических и биохимических показателей крови у спортивной пары «всадник–лошадь» на различных этапах годичной подготовки / М.Е. Агафонова, А.В. Ильютик, И.Л. Рыбина // Сб. науч. тр. НИИФКиС РБ. – Минск, 2008. – Вып. 8. – С. 8–13.
  4. Адаптивная (реабилитационная) верховая езда: учеб. пособие университета Paris-Nord. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2003. – 200 с.
  5. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
  6. Гурвич П.Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии / П.Т. Гурвич // Неврология и психиатрия. – 1997. – № 8. – С. 65.
  7. Гуревич Д.А. Лечебная верховая езда / Д.А. Гурвич // Коневодство и конный спорт». – 1997. – № 5. – С. 27-28.
  8. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике: Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. 2 тома. – М.: МККИ, 2003.
  9. Судаков K.B. Адаптивный результат в функциональных системах организма / К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т. 129, № 1. – С. 3-9.
  10. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / Пер. с нем. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – 102 с.