Аксиологические основания построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых
Донецкий национальный университет, Донецк

Обоснован ценностный подход к модернизации вузовской дисциплины «Физическое воспитание». Определены главные критерии при разработке различных видов физического воспитания в вузах: объективные (требования общества) и субъективные (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Поставлен вопрос о необходимости разработки для каждого из видов физической культуры своей теории, организации, задач, форм, средств и методов, связей с другими её видами.
В последние десятилетия физическое развитие и состояние здоровья студентов вызывают серьезные опасения, существенно возросло число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению. Необходимо формировать физическую культуру личности на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального). Подтверждено, что именно аксиологические основания выступают условием построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов.

Ключевые слова: ценности физической культуры, личность студента, личностно ориентированное физическое воспитание студентов.

Литература

  1. Бальсевич  В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 12. – С. 10-13.
  2. Белых С.И. Место аксиологического подхода в личностно ориентированном физическом воспитании студентов / С.И. Белых // ВІСНИК Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (педагогічні науки). – 2013. – № 10 (269). – С. 81-93.
  3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 10. – С. 23-27.
  4. Гершунский  Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  5. Гостев  Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале ХХI века / Р.Г. Гостев // Физическая культура молодежи в ХХI веке: матер. 1-й науч.-практ. конф. ЦЧР России. – Воронеж: ВГУ, 2001. – С. 127-134.
  6. Загвязинский В.И. Физическая культура в системе отечественного образования / В.И. Загвязинский // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 59-61.
  7. Курысь В.Н. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 12. – С. 14-19.
  8. Курысь  В.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет / В.Н.  Курысь, Л.Н. Сляднева // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 9. – С. 57-60.
  9. Лубышева  Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1996. – 40 с.
  10. Лубышева  Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 6-12.
  11. Плешаков А.Н. Потребность в физической культуре как области деятельности / А.Н. Плешаков, А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 5. – С. 23.
  12. Сулейманов  И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение / И.И. Сулейманов // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 3. – С. 12-16.