Ресурсы шахмат в улучшении качества жизни лиц с нарушениями слуха

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 10 2017, с.103-104

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова
Российский государственный социальный университет, Москва

Целью исследования было изучение педагогического и эвристического потенциала шахматного обучения, спорта и рекреации как инновационного многофакторного инструментария в комплексной социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха. Представлены стандартная и экспериментальная методики обучения, применяемые в адаптивном шахматном спорте для лиц с нарушениями слуха. Для обучения данной группы была создана развитая инклюзивная обучающая среда, включающая Интернет-портал «Шахматная Планета», программный комплекс «Шахматные уроки Анатолия Карпова», электронную базу «Мышление схемами», шахматные компьютерные программы и учебники, разработана дорожная карта. Использование коммуникационной технологии рассматривается как попытка на шахматной образовательной модели совместить мимику, письменную и словесную речь. Шахматное адаптивное обучение, используя устный, мимический опыт и сурдоперевод, рассматривается как связующее звено для перехода в общении от русского жестового к словесному языку по принципу «Иди и смотри». Практическая реализация теоретической модели технологии адаптивного обучения, спорта и рекреации может способствовать достижению социального, экономического и эмоционального благополучия лиц с нарушениями слуха.

Ключевые слова: шахматный спорт, русский жестовый язык, реабилитация, лица с нарушениями слуха, инклюзивная обучающая среда, рекреация.

Литература

  1. Михайлова И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 5. – С. 70–72.
  2. Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56-58.
  3. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 38-41.
  4. Шеронов В.В. Методика начального обучения игре в шахматы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Шеронов // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 4 (48). – С. 18-22.