Потребительские ценности спорта как социально значимого феномена современного общества

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 10 2017, с.94-96

Доктор психологических наук, профессор В.Б. Мяконьков1
Кандидат экономических наук доцент Т.В. Копылова2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Предложено использовать комплексный подход к пониманию спорта как социально значимого феномена современной действительности. Данный подход базируется на ретроспективном анализе процесса развития спорта и выявлении его вклада в социально-экономическое развитие мирового сообщества в границах определенных эволюционных этапов. Становление философского подхода в сфере спорта позволяет определить спорт и его элементы в качестве самостоятельных объектов изучения, уделить внимание метафизическому и аксиологическому статусу спорта в качестве значимых внешних и внутренних факторов, влияющих на поведение потребителей в сфере спорта. Предложены критерии, определяющие статус спорта в современной социально-экономической системе, а также использование функционального подхода к нему и на этой основе разработана классификация социальных функций спорта. Философский и социологический подходы к изучению феномена спорта позволяют сформулировать его потребительские ценности в современном мире. На основе анализа имеющихся подходов к классификации ценностей спорта предлагается отвести центральное место тем из них, которые будут значимы для личности, выступающей в роли потребителя и, следовательно, будут оказывать влияние на поведение потребителей в сфере спорта.

Ключевые слова: спорт, потребительские ценности спорта, эволюция спорта в социальном мире, социальные функции спорта, критерии, определяющие статус спорта, спорт как социально значимый феномен.

Литература

  1. Комаров С.Н. История физической культуры: учеб. пособие для студентов / С.Н. Комаров, К.А. Цатурова, Ю.Ф. Курамшин и др.; под ред. С.Н. Комарова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Корж Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии [Электронный ресурс] / Н.В. Корж // Вопросы современной науки и практики. – 2011. – № 3 (34). – Режим доступа: http://www.vernadsky.tstu.ru/, свободный. (Дата обращения 14.11.2016)
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высшего образования. – 4-е изд., перераб. / Л.И. Лубышева. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 272 с.
  4. Мяконьков В.Б. Социально-психологическое обеспечение маркетинговой деятельности в спорте: дис. ... докт. псх. наук / В.Б. Мяконьков. – Санкт-Петербург, 2004. – 324 с.
  5. Мяконьков В.Б. Олимпийские ценности как фактор культурного влияния на поведение потребителя / В.Б. Мяконьков // Междунар. спортивные юношеские Игры стран СНГ, Балтии и регионов России: матер. конф. «Олимпийское движение и социальные процессы» в рамках  II Междунар. форума «Молодежь–Наука–Олимпизм», Москва, 15-18 июня 2002 г. – М.: Советский спорт, 2002. – С. 67-71.
  6. Столяров В.И. Философия физической культуры и спорта: монография. Книга 1. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина / В.И. Столяров. – М.: Изд-во СГУ, 2015 г. – 490 с.
  7. Фискалов В.Д. Теоретические основы и организация подготовки спортсменов [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Д. Фискалов. – Волгоград, 2010. – Режим доступа: http: //www.velib.com/, свободный. (Дата обращения 25.01.2017)