Философско-психологические аспекты стратегического планирования в спортивной педагогике (на примере артфехтования)

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 10 2017, с.11-13

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России А.Д. Мовшович1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Лобанов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),  Москва
2Томский государственный педагогический университет, Томск

Раскрываются методологические основания интеграции философского, психологического и педагогического осмысления учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях артистического фехтования. Для этого авторы продемонстрировали перспективность формирования стратегии спортивной деятельности на базе структурообразующего понятия эйдоса в ракурсе воззрений древнегреческого философа и спортсмена Платона. Прояснение центральной позиции эйдоса в структуре спортивной деятельности осуществлено в статье посредством экстраполяции теорий П.Я. Гальперина на типичное содержание работы коллектива артфехтования. Применение методов структурного анализа, сопоставления, экспертного опроса в ходе исследования позволило предложить и обосновать практические рекомендации по изменению ориентиров педагогического процесса в артфехтовании как в сфере мотивации тренеров-преподавателей и спортсменов к соревновательной результативности, так и в плане осмысления эйдоса поединка.

Ключевые слова: артистическое фехтование, эйдос, философия спорта, Платон, спортивная педагогика, античное наследие.

Литература

  1. Аркадьев В.А. Диалог о поединке [Текст] / В.А. Аркадьев, Т.Л. Любецкая. – М.:: Молодая гвардия, 1976. – 192 с.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.
  3. Куликов С.Б. Культурно-историческое время и визуализация фехтовального поединка в театре и кинематографе [Текст] / С.Б. Куликов, А.А. Подбережная // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 4. – С. 72-82. DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.4.72
  4. Лихтаренко В.М. Артистическое фехтование. Метод. реком. для судей [Текст] / В.М. Лихтаренко. – М.: МОО «Федерация арт-фехтования», 2014. – 107 с.
  5. Лобанов ВВ. Сценическая речь в артфехтовании: опыт и педагогическая практика [Текст] / В.В. Лобанов, А.К. Коллегов // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 1. – С. 178-186. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-178-186
  6. Мовшович А.Д. Артистическое фехтование: проблемы международного продвижения в системе спорта [Текст] / А.Д. Мовшович, В.В. Лобанов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 8. – С. 62-64.
  7. Платон. Государство [Текст] / Платон // Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Мысль, 1994. Т. III. – С. 79-420.
  8. Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! Сюжеты спортивной педагогики [Текст] / Д.А. Тышлер. – М.: Терра-спорт, 2004. – 256 с.