Психологическое здоровье личности и его обеспечение в образовательной среде

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с.59-61

Доктор психологических наук, профессор О.И. Щербакова1
Доктор педагогических наук, профессор А.М. Татаринцева2
Доктор технических наук, профессор А.К. Черных3
Кандидат философских наук, доцент А.В. Ширшов4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Балтийская международная академия, Рига, Латвия
4Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
5Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Цель статьи – рассмотреть концепцию «психологического здоровья», проанализировав ее сущность в рамках концептуальных моделей здоровой личности различных направлений (психоанализа З. Фрейда, психоаналитической концепции К. Юнга, индивидуальной психологии Альфреда Адлера, поведенческой психологии, гуманистической психологии К. Роджерса, в рамках нейролингвистического программирования и т.п.). Авторы опираются на определение понятия психологического здоровья И.В. Дубровиной, компонентов психологического здоровья О.В. Хухлаевой, которые помогли определить цели и методы оказания психологической помощи в рамках различных концепций, показать наиболее оптимальные методы и способы ее оказания на основе обобщения имеющихся процедур и техник. Авторы делают выводы о том, что в рамках каждой концепции и подхода к обеспечению психологического здоровья разработаны приемы и способы развития соответствующих свойств и качеств личности, предстающие как конкретные психотехнологии. Важно их знать и использовать самостоятельно в целях наделения человека качествами и способностями, позволяющими ему эффективно решать проблемы межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: концепция, психическое здоровье, компоненты психологического здоровья, цель и методы оказания психологической помощи.

Использованная литература

  1. Адлер А.О. О нервическом характере / А.О. Адлер. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 388 с.
  2. Гриндер Д. Формирование транса / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – М.: Каас, 1994. – 240 с.
  3. Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – № 3. – 2006. – С. 43-47.
  4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / К. Роджерс. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с.
  5. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
  6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хузляева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
  8. Юнг К.Г. Собрание сочинений: Конфликты детской души / К.Г. Юнг / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 336 с.