Профилактика «эмоционального выгорания» как средство сохранения здоровья преподавателей

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с.51-53

Кандидат экономических наук, доцент Е.Л. Пожарская1
Кандидат психологических наук, доцент Е.В. Камнева2
Доктор философских наук, профессор Е.В. Мочалов3
Кандидат философских наук, доцент М.А. Елдин3
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
3Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Обоснована позиция о том, что существуют индивидуальные различия в развитии «синдрома эмоционального выгорания» у преподавателей как производное от степени выраженности у них некоторых индивидуально-психологических особенностей, а также условий их профессиональной деятельности. Исследование проведено на базе РЭУ им Г.В. Плеханова и Московского промышленно-экономического колледжа, в нем приняли участие 28 человек в возрасте 23 – 46 лет. В работе использованы два блока методик: в первом – субъективные шкалы: шкала подверженности развитию эмоциональной и физической усталости в процессе преподавательской деятельности и шкала для измерения степени удовлетворенности работой. Во второй блок вошли наиболее референтные методики измерения индивидуальных различий в степени подверженности развитию эмоционального выгорания.
По результатам исследования авторы делают заключение: индивидуальные различия в развитии синдрома «эмоционального выгорания» у преподавателей являются производными от взаимодействия влияния личностных черт и условий, в том числе обеспечивающих двигательный режим работы. Изучение процесса развития синдрома «эмоционального выгорания» открывает также перспективы не только ранней диагностики склонности к синдрому, но и к разработке профилактических мер данного синдрома, обеспечивая сохранение психофизического здоровья преподавателей.

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», психофизическое здоровье, деперсонализация, эмоциональная нагруженность, стрессонасыщенность, фрустрированность.

Использованная литература

  1. Аверясова Ю.О. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования / Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков, С.Ю. Витько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 73-75.
  2. Васякин Б.С. Социально-психологический тренинг как эффективный способ преодоления тревожности студентов / Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская / В сб.: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Матер. IV Междунар. науч.-практ. заочной интернет-конференции. – 2016. – С. 62-74.
  3. Лебедев А.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников органов внутренних дел / А.Н. Лебедев, Е.В. Камнева, С.М. Буянова // Вестник Финансового университета. – 2012. – № 3 (7). – С. 58-63.
  4. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90-101.
  5. Пожарская Е.Л. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик. Успехи современной науки и образования / Е.Л. Пожарская, Б.С. Васякин, Н.А. Дебердеева. – М., 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 72-77.
  6. Пряжников Н.С. Парадоксы в понимании профессиональных деформаций личности / Н.С. Пряжников, М.В. Полевая, Е.В. Камнева // Вестник Финансового университета. – 2016. – Т. 20. – № 6 (96). – С. 170-177.
  7. Геращенко А.Л. Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании: коллективная монография / А.Л. Геращенко, Ж.В. Геращенко, О.И. Щербакова и др. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. – 227 с.
  8. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) / С.В. Умняшкина. – Томск, 2001.