Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости после развода средствами физической активности

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с.48-50

Доктор психологических наук, профессор О.А. Овсяник1, 2
Кандидат психологических наук, профессор А.Н. Фоминова3
Кандидат психологических наук, доцент М.Н. Михайловский4
Кандидат психологических наук, доцент Р.С. Хамматова4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Московский государственный областной университет, Москва
3Московский педагогический государственный университет, Москва
4Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

Цель работы – выявление эффективности социально-психологической адаптации женщин второго периода взрослости после развода средствами физической активности. В эксперименте приняли участие женщины 42-53 лет, находящиеся в острой жизненной ситуации после развода: занимающиеся в тренажерном зале, занимающиеся йогой и контрольная группа, не имеющие повышенной физической активности (общее количество – 135 человек). Адаптивность женщин проверялась при помощи методики адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Была выявлена эффективность повышенной физической активности. Занятия йогой повысили социально-психологическое состояние женщин по шкалам «Принятие себя», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность». У женщин, занимающихся в тренажерном зале, увеличились показатели адаптивности по шкалам «Склонность к доминированию», «Адаптация». Данные исследования подтверждаются субъективными самоотчетами участниц исследования. После повышения физической активности женщины отмечали повышение общего фона настроения, позитивные изменения отношения к себе и окружающим, улучшение самочувствия и веры в положительные изменения в личной жизни.

Ключевые слова: адаптация, физическая активность, женщины второго периода взрослости, развод.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б. Глобальные тенденции здоровьеформирующего образа жизни в системе образовательных организаций / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 332-335.
  2. Дубовицкая Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 381-385.
  3. Овсяник О.А. Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости: дис. … докт. псх. наук / О.А. Овсянник. – М., 2013.
  4. Пожарская Е.Л. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик / Е.Л. Пожарская, Б.С. Васякин., Н.А. Дебердеева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 72-77.
  5. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности / А.Н. Фоминова. – М.: МПГУ, 2012.
  6. Хамматова Р.С. Социально-психологический климат семьи / Р.С. Хамматова. – Самара: СГПУ, 2006.
  7. Хамматова Р.С. Семейные ценности (на примере супругов, состоящих в браке длительное время) / Р.С. Хамматова, М.Н. Михайловский // Наука 21-го века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 82-85.
  8. Шукшина Л.В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий: дис. … докт. филос. наук. – Саранск, 2010.
  9. Шутова Т.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.