Преодоление эмоциональных барьеров межличностного общения в студенческих волейбольных командах

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с.36-38

Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.К. Калугина1
1Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск

Обсуждаются проблемы эмоционального общения в студенческих волейбольных командах. Причиной конфликтов и разногласий в спортивных командах является неумение игроков пользоваться приемами эффективного общения. В исследовании приняли участие две сборные команды ЮУрГУ по волейболу (женская и мужская). Количество исследуемых составило 30 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Структура эмоциональной сферы игроков сборных команд рассматривается с пяти позиций: неумение управлять эмоциями; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость эмоций; доминирование негативных эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Для преодоления эмоциональных барьеров в межличностном общении был предложен тренинг общения, включающий игры и упражнения для развития управления коммуникациями [1]. В ходе таких игр студенты анализировали действия, чувства, мысли, ощущения (как свои, так и товарищей по команде), узнавая, таким образом, поведенческие типы окружающих.
Исследование показало, что применение 10-15-минутных тренинговых игр и упражнений, направленных на преодоление эмоциональных барьеров в межличностном общении, положительно влияет на эмоциональную сферу игроков, снижает «помехи» в установлении эмоциональных контактов и повышает результативность коллективной деятельности в команде.

Ключевые слова: межличностное общение, эмоциональные барьеры общения, студенческие сборные команды.

Литература

  1. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Ш. Кипнис. – М.: АСТ, 2014. – 637 с.
  2. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – 3-е изд., перераб. и расшир. – Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. – 624 с.
  3. Фадина А.Г. Психология общения в спорте: учеб.-метод. пособие / А.Г. Фадина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 104 с.
  4. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 490 с.
  5. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – изд. 2-е, доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  6. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. – 304 с.