Антропоэкобиоритмологический профиль детско-юношеской академии «Здоровье, образование, спорт»

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №4 2017, с.69-71

Доктор биологических наук, профессор О.П. Панфилов1
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Дубровин1
Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Давиденко2
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Борисова2
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Норильск
2Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Цель исследования состоит в обосновании проектирования Региональной детско-юношеской академии (РДЮА), обеспечивающей адаптивное здоровьесберегающее обучение, физическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и юношей. В ходе исследования были составлены примерные (общие) модели деятельности ДОУ и учебных заведений, в основу которых положен принцип ритма с учетом особенностей биоритмологического типа от дневного до годичного циклов обучения. Годичный период обучения представлялся в виде четырех, четко определяемых в природе и у человека циклов (ритмов) активности. По содержанию, специфике и составу обучающихся в РДЮА предусматривается 5-уровневое обучение, обозначенное как «АНТРОПОКУЛЬТУРА».
По мнению авторов, формирование нового биоритмологического профиля (в соответствии с текущими потребностями) является, с одной стороны, своеобразной биологической защитой организма от воздействия неблагоприятных факторов, с другой – эффективной формой обеспечения жизнедеятельности в условиях больших объемов учебных и социальных нагрузок в экстремальных условиях окружающей среды. В прикладном аспекте реализация названных задач направлена прежде всего на профилактику и коррекцию состояний, т.е. реализуется адаптивное оздоровительно-развивающее обучение.

Ключевые слова: детско-юношеская академия, здоровьеразвивающая система, 5-уровневое обучение, антропоэкобиоритмология, фенотипическая адаптация, Микрокосм, биоэнергоинформационный обмен, конституционально-типологический подход, «Антропокультура».

Литература

  1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова / Под ред. проф. О.П. Панфилова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 389 с.
  2. Агаджанян Н.А. Парадокс XX1 столетия: взлет науки и кризис культуры, нравственности / Н.А. Агаджанян // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Матер. XI Междунар. симпозиума. – М., 2003. – С. 5-9.
  3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. – М.: «Теория и практика физической культуры», 2000. – 274 с.
  4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в контексте интеграции идей олимпизма в современный социум / Л.И. Лубышева / Научно-метод. материалы «Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социально-педагогического анализа». – М., 2014.
  5. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева, В.А. Романович. – М.: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2011.
  6. Панфилов О.П. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий / О.П. Панфилов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.
  7. Передельский А.А. Спортивная культура в аспекте философского и социологического анализа / А.А. Передельский и др. / Научно-метод. материалы «Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социально-педагогического анализа» – М., 2014. – С. 58-60.
  8. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь: монография / А.Л. Чижевский. – М.: «Мысль», 1976. – 268 с.