Шахматные сборы как организационная форма развития внимания юных шахматистов

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №4 2017, с.39-40

Д.Ф. Джафаров1
Е.В. Соловьева1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – выявить развитие внимания юных шахматистов во время проведения шахматных сборов. С 3 по 10 августа 2016 г. в подмосковном СОЦ «Горизонт» осуществлялась диагностика внимания юных шахматистов в рамках шахматных сборов, проводимых «Русской шахматной школой». Для изучения характеристик внимания были использованы корректурные таблицы, позволяющие получить необходимые численные показатели. Использовался буквенный вариант корректурной пробы. Исследование состояло из двух тестирований, которые были проведены в первый и заключительный дни детского шахматного сбора.
Юные шахматисты были поделены на две группы, первую группу составили 10 детей дошкольного возраста (3–6 лет), вторую – 20 детей школьного возраста (7–13 лет). Тестирование проводилось индивидуально. Определялись: производительность, число правильно обработанных знаков, число неправильно обработанных знаков, число пропущенных знаков, показатель точности выполнения задания, продуктивность внимания. Авторы делают вывод, что шахматные сборы дают возможность еще совсем юным, начинающим свой путь, шахматистам в атмосфере позитивного настроя не только познать все прелести шахматной игры, укрепить свое физическое здоровье, но и повысить уровень такого профессионального качества шахматиста, как внимание.

Ключевые слова: шахматисты, сборы, внимание, диагностика, тестирование, развитие.

Использованная литература

  1. Баскакова И.Л. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы / И.Л. Баскакова // Вопросы психологии. – 1968. – № 3. – С. 161–167.
  2. Добрынин Н.Ф. Об изучении свойств внимания / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии внимания. – Вып. IV. – Саратов, 1972. – С. 3–17.
  3. Дубровинская Н.В. Психофизиология развития. Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
  4. Линовицкий Е.П. О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов / Е.П. Линовицкий, Э.А. Кулакова, Т. Найдоски // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 2. – С. 20–22.