Методы тестирования и анализа психомоторных способностей дзюдоистов 11-13 лет

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №4 2017, с.34-35

А.А. Хорунжий
Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, Смоленск

Изучение психомоторных способностей дзюдоистов 11-13 лет обеспечивает тренера информацией об эффективности построения тренировочного процесса. В исследовании представлены научные данные, характеризующие развитие психомоторных способностей юных спортсменов, занимающихся дзюдо. Мониторинг показателей психофизиологических способностей: простая зрительно-моторная реакция, реакция различения и многие другие – служит инструментом для подготовки к соревновательным поединкам. Результаты тестирования показали, что в настоящее время у дзюдоистов 11-13 лет низкий уровень развития психомоторных способностей, что препятствует гармоничному развитию личности юного спорт­смена, достижению высоких спортивных результатов.
В связи с этим в учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов целесообразно увеличить объем средств экспериментальной технологии физкультурно-оздоровительных занятий, направленных на развитие психомоторных способностей, высокий уровень которых не только обеспечивает эффективное освоение двигательных действий, но и способствует успешному выполению необходимых объемов нагрузки.

Ключевые слова: дзюдо, юные спортсмены, психомоторные способности, тестирование, простая зрительно-моторная реакция, функциональные возможности.

Литература

  1. Бобылев С.В. Комплексная оценка состояния тренированности дзюдоистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Бобылев. – М.,1987. – 24 с.
  2. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т.Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР. – 1975. – Т. 61. – № 1. – С. 3-12.
  3. Маринич В.В. Комплексная психолого-педагогическая оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в профессиональном спорте: современные подходы / В.В. Маринич, В.П. Губа // Здоровье для всех. – 2015. – № 1. – С. 45-49.
  4. Маринич В.В. Мониторинг функционального состояния юных спортсменов в единоборствах / В.В. Маринич, А.А. Хорунжий, В.П. Губа // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: матер. Всерос. науч-практ. конф., посвящ. 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры. – 2015. – С. 436-439.
  5. Пашинцев В.Г. Технология проектирования многолетней подготовки дзюдоистов: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Г. Пашинцев. – М., 2001. – 54 с.
  6. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: автореф. дис. … докт. пед. наук / О.А. Сиротин. – М.,1996. – 49 с.
  7. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена: науч. издание /Е.Н. Сурков – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 121 с.
  8. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учебник / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2006. – 592 с.
  9. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы: монография / Н.А. Фомин. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 383 с.
  10. Хорунжий А.А. Анализ сенсомоторного состояния юных спортсменов-единоборцев / А.А. Хорунжий // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер. X Междунар. науч.-практ. конф. – Смоленск, 2016. – С. 245-247.