Этнопедагогические аспекты развития интеллектуальных игр в Республике Саха (Якутия)

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 7 2017, с.100-101

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Барахсанов1
Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Барахсанова1
Кандидат медицинских наук, доцент В.С. Голокова1
Н.Д. Кронников1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Рассматриваются вопросы создания единого сообщества интеллектуальных игр, возможность чего связана с готовностью государств и общественных организаций реализовать проект объединения интеллектуальных видов спорта в регионах. Пути решения данной проблемы раскрываются на примере интеллектуальных игр как национального вида спорта в Республике Саха (Якутия). Особо отмечается, что интеллектуальные виды спорта в Якутии появились в рамках создания федераций по видам спорта (шашечные, шахматные), проведения соревнований с обязательным определением победителей, а также выработки критериев для отбора претендентов для участия в соревнованиях различных уровней. История развития интеллектуальных игр в Якутии, в том числе популяризация шашечно-шахматных игр, связана с целями идеологии национальной политики Республики Саха (Якутия), заинтересованной в использовании побед выдающихся игроков на международных турнирах для укрепления престижа наций. В рамках проделанной работы выявлены подходы к исследованию интеллектуальных видов спорта в этнопедагогическом контексте, раскрывается процесс развития интеллектуального вида спорта в Республике Саха (Якутия) на основе этнопедагогического подхода. Методика исследования основывается на историко-культурном подходе и теории этноспорта. Особо отмечается, что интеллектуальные игры как вид спорта в Якутии появились в результате государственной поддержки проведения соревнований международных уровней.

Ключевые слова: национальные виды спорта, интеллектуальные игры, этнопедагогический подход, этноспорт.

Литература

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока [Текст] / В.Ф. Афанасьев. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. – 182 с.
  2. Винокурова У.А. Арктическая циркумполярная цивилизация: учеб. издание / У.А. Винокурова, Ю.В. Яковец. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Наука. 2016. – 320 с.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия»,1999. – 168 с.
  4. Готовцев И.И. Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников: На опыте детско-юношеской спортивной школы Республики Саха (Якутия): дис. … канд. пед. наук / И.И. Готовцев. – Чебоксары, 2003. – 150 с.
  5. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в системе дополнительного образования посредством позиционных игр: монография / Е.А. Барахсанова, В.П. Барахсанов, Е.П. Гуляева, Р.В. Саввинова. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 160 с.
  6. Кочнев В.П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии в современной системе физического воспитания: дис. ... докт. пед. наук / В.П. Кочнев. – Якутск, 1998. – 92 с.
  7. Кыласов А.В. Этноспорт. Конец эпохи вырождения: монография / А.В. Выласов. – М.: Изд-во Территория будущего. – 2013. – 144 с.
  8. Черкашин И.А. Социальная адаптация молодых людей в спортивном клубе: монография / И.А. Черкашин, А.Г. Корнилова. – Якутск: Изд-во МО PC (Я), 2001. – 96 с.