Особенности формирования социальной устойчивости спасателей поисковых подразделений МЧС России в процессе физической подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 7 2017, с.50-52

Доктор педагогических наук, профессор М.Т. Лобжа1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Тыщенко1
1Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург

Рассматривается методика использования групповых физических упражнений, выполняемых командно-соревновательным методом в процессе физической подготовки спасателей поисковых подразделений МЧС России. Педагогический эксперимент проходил в штатных группах (60 чел.) в 4 подразделениях на протяжении двухлетнего периода профессиональной подготовки. В задачи исследования входило определение эффективности методики выполнения и оценивания групповых упражнений на формирование социальной устойчивости спасателей. Особенность применения методики – создание модели межличностного общения в стрессовых ситуациях, влияющих на формирование социальной устойчивости. Использование предлагаемой методики позволяет эффективно формировать социальную устойчивость в стрессовых ситуациях, тем самым повышать уровень профессиональной готовности специалистов поисково-спасательных подразделений МЧС России к действиям в чрезвычайных ситуациях. Основой формирования социальной устойчивости являют­ся непосредственные контакты между спасателями, основанные на эмоциональной приемлемости. Именно командно-соревновательный метод выполнения групповых упражнений, направленных на максимально высокий результат, позволяет снижать количество отрицательных эмоциональных реакции, создавать социальную устойчивость в коллективном взаимодействии и повышать уровень эмоциональной приемлемости.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, поисково-спасательные операции, физическая подготовка, межличностное взаимодействие, стрессовые ситуации, социальная устойчивость, функциональные способности, метод.

Литература

  1. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарно-технического училища: дис. … канд. пед. наук / Д.А. Бортнев. – Малаховка, 2005. – 163 с.
  2. Гавриленко Е.С. Дифференцированная методика физической подготовки спасателей МЧС в условиях Дальневосточного региона России: дис. … канд. пед. наук / Е.С. Гавриленко. – Хабаровск, 2007. – 159 с.
  3. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки в вузах пожарно-технического профиля: дис. … канд. пед. наук / Б.М. Динаев. – Шуя, 2009. – 159 с.
  4. Ефимова Е.М. Модель системы формирования социальной устойчивости в условиях высшего профессионального образования / Е.М. Ефимов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3(144).
  5. Муравицкий А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки: дис. … канд. пед. наук / А.И. Муравицкий. – Смоленск, 2004. – 127 с.
  6. Николаев С.В. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … докт. пед. наук / С.В. Николаев, – СПб., 2002.
  7. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – С. 564.
  8. Радовицкая Е.В. Технология применения аэробных упражнений в процессе физического воспитания студентов с учетом профилирующей спортивной деятельности: дис. … канд. пед. наук / Е.В. Радовицкая. – Санкт-Петербург, 2011. – 204 с.
  9. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л.Ю. Сироткин. – Казань: Казанский университет, 1992. – С. 3
  10. Тыщенко Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетике / Е.Г. Тыщенко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108).