Научные подходы в формировании личностно-ценностного отношения студентов гуманитарных вузов к физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 7 2017, с.20-22

И.И. Друзьянов1
Я.И. Яковлев1
А.Н. Пестряков1

Кандидат педагогических наук, доцент Ц.К. Гармаев1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

В статье теоретически обосновывается формирование личностно-ценностного отношения студентов гуманитарных вузов к физической культуре на основе аксиологического, субъектно-деятельностного, социокультурного подходов. Авторы отмечают, что аксиологический подход раскрывает следующие категории личностного отношения студентов к физической культуре: ценностное убеждение, ценностное осознание, ценностное отношение – и понимают его как личностный ориентир. Аксиологический подход к процессу формирования личностно-ценностного отношения студентов к физической культуре помогает выявить эффективные критерии, средства и технологии развития осознанных потребностей и отношения к физической культуре. Субъектный подход помогает развивать способности, волю, моральную ответственность, личностную и профессиональную самореализацию, индивидуальность физических возможностей, самооценку, самосовершенствование, субъектную физическую активность. Социокультурный подход  опирается на учение о ценностях и выступает как технология ориентирования студента на общечеловеческие культурные ценности. На основании проведенного анализа авторы определяют личностно-ценностное отношение студента к физическому воспитанию как сложное интегративное и многомерное специальное образование личности, стержнем которого является ценностно-смысловая характеристика отношения студентов к физической культуре: цели и мотивы деятельности, идеалы, установки, взгляды на физическое воспитание и т.д.

Ключевые слова: личностно-ценностное отношение, физическое воспитание студентов, аксиологический подход, субъектный подход, социокультурный подход.

Литература

  1. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова // Мир психологии. – 2011. – № 1. – С. 22-31.
  2. Авсарагов Г.Р. Особенности физического воспитания студентов вузов в различные периоды учебного процесса / Г.Р. Авсарагов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 5 (63). – С. 3-5.
  3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. – М.: Москов. психол.-социал. ин-т, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 272 с.
  4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17-24.
  5. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С.96-99.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев (под ред. А.А. Бодалева). – М.: Изд-во МПСИ, 2011. – 399 с.
  7. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2003. –  № 8. – С. 2-10.