Интеграция профессиональных компетенций спортивного тренера в высшем физкультурном образовании

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 7 2017, с.14-16

Доктор педагогических наук, профессор В.В.Фёдоров1
Доктор педагогических наук, профессор Л.В.Блинов2
1Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск
2Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Представлено обобщение интеграции профессиональных компетенций спортивного тренера в высшем физкультурном образовании. В качестве предпосылок раскрываются выявленные противоречия любительского и профессионального спорта высших достижений, сопоставляются трудовые функции профессионального стандарта «Тренер» и профессиональные компетенции образовательных стандартов (ФГОС ВО «Физическая культура»). Предлагается привести в соответствие образовательные и профессиональные стандарты, скорректировать программы подготовки спортивных тренеров в условиях трехуровневой системы высшего физкультурного образования.
Авторы делают вывод, что профессиональные компетенции спортивного тренера должны согласовываться с квалификационными требованиями профессионального стандарта «Тренер» и федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта, дифференцируя поэтапную целенаправленность и деятельностное структурирование образовательного процесса в специализированном вузе. Интеграция профессиональных компетенций обеспечивается лишь в условиях осознанного самоопределения и самореализации обучающихся, высокой мотивации к достижениям в профессии, накопления ценностного, организационного, коммуникативного опыта профессиональной деятельности на всем протяжении обучения. Повышение компетентности в управленческом, технологическом, психологическом сопровождении многолетней подготовки спортсменов должно сочетаться с постоянным личностным и профессиональным саморазвитием спортивного тренера.

Ключевые слова: образовательный стандарт, тренер, интеграция компетенций.

Литература

  1. Профессиональный стандарт «Тренер» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7.04.2014 г. №193н).
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 (уровень бакалавриата) и 49.04.01 (уровень магистратуры).
  3. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта.[Электронный ресурс] Режим доступа: http/www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (по сост. на 16.03.2015).
  4. Фёдоров В.В. Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактор гуманизации высшего образования: монография / В.В. Фёдоров. – Хабаровск: ДВГУПС, 2003. – 164 с.