Влияние одного занятия по физической культуре разной физкультурно-спортивной направленности на психофизиологические показатели студентов

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №3 2017, с.51-53

Аспирант В.М. Климов1, 2
Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Р.И. Айзман1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
2Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Представлены результаты исследования влияния физической нагрузки средней интенсивности (при частоте сердечных сокращений у занимающихся 130-150 уд/мин) разной физкультурно-спортивной направленности в рамках одного занятия по физической культуре на психофизиологическое состояние студентов. Обследованы студенты 2-го и 3-го курсов Новосибирского государственного технического университета, занимающиеся на разных отделениях физической культуры: баскетбол, атлетизм, аэробика, плавание и общая физическая подготовка (ОФП). С помощью компьютерной программы изучены следующие психофизиологические показатели: скорость сенсомоторной реакции, соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, различные виды памяти (механическая, смысловая, образная), концентрация внимания, умственная работоспособность. Установлено, что краткосрочная физическая нагрузка средней интенсивности вызывала улучшение психофункциональных показателей у студентов, степень которого зависела от спортивной специализации. Интегральный уровень психофизиологического состояния после однократного занятия по физической культуре на разных отделениях также увеличивался.

Ключевые слова: физическая нагрузка, разная спортивная специализация, студенты, психофизиологическое состояние.

Литература

  1. Айзман Р.И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособие / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович. – Новосибирск: Изд-во «РИФ Новосибирск», 2010. – 100 с.
  2. Бекмансуров Х.А. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья / Х.А. Бекмансуров, В.Р. Бильданова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й вып. – М.: Просвещение, 1996. – 150 с.
  3. Васильева Т.Н. Влияние урока физического воспитания на психомоторную и умственную деятельность юношей: автореф. дис. … канд. биол. наук / Т.Н. Васильева. – Новосибирск, 1999. – 20 с.
  4. Давыдов О.Ю. Влияние занятий атлетической гимнастикой на показатели умственной работоспособности студентов / О.Ю. Давыдов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2008. – № 7. – С. 217–224.
  5. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  6. Кизько А.П. Критерии оптимальности развивающей физической нагрузки студентов / А.П. Кизько, Е.А. Кизько // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 3. – С. 122–129.
  7. Ковтун А.А.  Влияние физической культуры и спорта на психофизиологическое состояние студентов / А.А. Ковтун, Н.В. Москаленко // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. 83–86.
  8. Мельникова О.А. Влияние занятий физической культурой на психофизиологическое состояние студентов / О.А. Мельникова // Омский научный вестник. – 2015. – № 3(139). – С. 170–172.
  9. Миндубаева Ф.А. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов / Ф.А. Миндубаева, Н.М. Харисова, Е.Г. Комкина и др. // Междунар. журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4.  – С. 244–248.
  10. Михайлова Л.А. Особенности нейродинамических процессов у студентов с различным типом работоспособности нервной системы [Электронный ресурс] / Л.А. Михайлова, С.Н. Орлова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2., URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24155