Моделирование проблемного обучения физической культуре в школьном возрасте

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №3 2017, с.с.32,49-50

Аспирантка А.А. Неклюдова
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка целесообразной модели проблемного обучения физической культуре школьников разного возраста.
Для создания модели проблемного обучения физической культуре авторы выделяют основные условия ее реализации, заключающиеся в конкретном определении роли учителя, его профессиональных навыков, а также стоящих перед ним методических задач. В зависимости от возрастных особенностей определены три взаимосвязанные модели проблемного обучения физической культуре: 1-я модель (младший школьный возраст) – проблемное обучение характеризуется как изложение изучаемого материала в форме монолога или с применением диалогической формы, ведущей деятельностью является игра, что еще больше мотивирует учащихся; 2-я модель (средний школьный возраст) – частично-поисковая деятельность для решения проблемного вопроса или задачи при выполнении на практике двигательных действий, подкрепляемая с помощью системы продуманных учителем вопросов; 3-я модель (старший школьный возраст) проблемного обучения – самостоятельная исследовательская и проектная деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим обучением, осуществляемым со страховкой учителя, но с обсуждением методической основы выполнения двигательного действия, тактических нюансов при выполнении командных действий в видах спорта.
Три представленные методические модели складываются в обобщенную модель проблемного обучения физической культуре, представляющую собой длительный преемственный процесс воспитания физически образованной личности.
В рамках осуществления процесса преподавания при помощи проблемного обучения осуществляется взаимодействие учителя с учениками совместно с институтом семьи через создание системы физических упражнений на управляемом уровне, с определенной самостоятельностью детей на уроках физической культуры и внеурочных занятиях, а также в процессе самовоспитания физических качеств.

Ключевые слова: проблемное обучение, школьный возраст, физическая культура человека, профессиональная компетентность, технология обучения.

Использованная литература

  1. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е. Баксанский // Наука и школа. – 2000. – № 1. – С. 19-25
  2. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 3. – С. 2-7.
  3. Водолагина И.Ю. Проблемное обучение на уроках физической культуры / И.Ю. Водолагина. – Саратов: Пединститут СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2010. – URL: http://pandia.ru/text/78/541/3347.php. [Дата обращения: 28.02.2017].
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1982. – 437 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев // Педагогика и психология. – 1999. – № 4. – С. 201-208.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 324 с.
  8. Лернер И.Л. Проблемное обучение / И.Л. Лернер. – М.: Педагогика, 1974. – 356 с.
  9. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 370 с.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1988. – 450 с.
  12. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 621 с.