Использование гимнастических упражнений хатха-йоги для повышения эффективности занятий физической культурой

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 6 2017, с.21-23

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Балышева
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Усатов
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

В настоящее время для российской вузовской системы физического воспитания наиболее актуальны задачи повышения уровня соматического здоровья и двигательной активности студентов, привития им потребности в систематической физкультурной деятельности (в том числе самостоятельной), выявления эффективных способов внедрения в содержание учебных программ привлекательных для студентов видов двигательной активности.
Стойкая тенденция к ухудшению здоровья студентов свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в педагогический процесс современных оздоровительных методик и технологий, обладающих системно-избирательным характером. В статье обосновывается целесообразность использования гимнастических упражнений хатха-йоги для коррекции функциональных нарушений позвоночника студентов специального учебного отделения (СУО). В результате применения авторской методики у испытуемых достоверно улучшились показатели силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, подвижности позвоночника в сагиттальной плоскости, гибкости плечевого пояса, аэробных возможностей организма и его устойчивости к гипоксии, физической работоспособности, общего состояния кардиореспираторной системы, а также возрос общий уровень соматического здоровья.

Ключевые слова: функциональные нарушения позвоночника, оценка состояния позвоночника и мышечного корсета, хатха-йога.

Литература

  1. Булатова Г.А. Проблема поиска рациональных подходов в физическом воспитании и оздоровлении студентов специальных медицинских групп / Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов, И. Быбык // Теория и практика физ. культуры в условиях модернизации образования: сб. науч.- метод. статей преп., аспир. и студ. фак. физ. культ. СурГПИ. – 2004. – № 1. – С. 23-25.
  2. Егорова С.А. Лечебная артгимнастика в комплексной реабилитации остеохондроза / С.А. Егорова, Н.Ю. Шумакова, Н.А. Егоров // Адаптивная физическая культура. – 2005. – № 4(24). – С. 15-17.
  3. Кудрявцев М.Д. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха-йоги / М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов, В.И. Кузьмин и др. // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. «Физическая культура и спорт». – 2014. – № 1. – С. 41-44.
  4. Мудриевская Е.В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности: дис. … канд. пед. наук / Е.В. Мудриевская. – Сургут, 2009. – 159 с.
  5. Мыхно Л.С. Эффективность использования средств йога-аэробики в физическом воспитании учеников начальной школы / Л.С. Мыхно, Т.А. Лоза // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2016. – № 1. – C. 35-40. doi:10.15561/18189172.2016.0105
  6. Приймаков А.А. Эффективность использования средств и методов нетрадиционных оздоровительных систем при работе со специальной медицинской группой в вузе / А.А. Приймаков, Е.Н. Доценко, А.А. Архипов, Е.А. Приймаков // Матер. Междунар. науч.-практ. конф., 8-10 апреля 2009 г. / БГУФК. – Минск, 2009. – Т. 3. – Ч. 2. – С. 239-241.
  7. Скурихина Н.В. Применение фитнес-йоги для повышения эффективности занятий по физической культуре в ВУЗе / Н.В. Скурихина, В.М. Дюков // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 107-111.
  8. Толчева А.В. Оценка психофизиологического состояния студенток с опытом занятий хатха-йогой / А.В. Толчева // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2011. – № 11. – С. 128-131.
  9. Шоу Бет. ЙОГА FIT тренинг для здоровья / Бет Шоу. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 208 с.