Онтокинезиологический подход как методология спортизации физического воспитания в системе образования

Фотографии: 

 

ТиПФК № 6 2017, с.6-8

Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Рассматривается содержание онтокинезиологического подхода к спортизации физического воспитания обучающихся на основе интегративной области знаний о движении и двигательной активности человека с учетом его онтологических свойств. Показано, что кинезиологический потенциал человека имеет сложную структуру, включает в себя психологические, биомеханические, морфофункциональные, двигательно-координационные, двигательно-кондиционные способности и в интегративном единстве отражает уровень проявления психо-телесно-двигательных качеств человека. В соответствии с концепцией возрастной эволюции моторики человека развивать его кинезиологический потенциала целесообразно в процессе кондиционной или спортивной тренировки в условиях спортизации физического воспитания. Тренировочный процесс, организованный в кинезиологическом образовательном пространстве, предполагающем субъект-субъектное педагогическое взаимодействие в системе отношений преподаватель–обучающийся, ученик–ученик, студент–студент, обеспечивает благоприятные условия для саморазвития и самосовершенствования кинезиологического потенциала человека.
В заключение авторы отмечают, что онтокинезиологический подход опирается на методологию уже рассмотренного ранее кинезиологического подхода, а также на концепцию В.К. Бальсевича о возрастной эволюции моторики человека и реализуется на основе антропных образовательных технологий.

Ключевые слова: онтокинезиология, кинезиологический потенциал, тренировочный процесс, спортивная тренировка, спортизация физического воспитания, обучающиеся.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50-53.
  2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  3. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека: спорт, искусство, дидактика / С.В. Дмитриев. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 359 с.
  4. Загревская А.И. Актуализация кинезиологического потенциала студентов в условиях физкультурно-спортивного образования /А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 1. – С. 28-30.
  5. Загревская А.И. Формирование кинезиологической компетентности студентов в системе физкультурно-спортивного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук /А.И. Загревская. – Тюмень, 2015. – 42 с.
  6. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации – к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  7. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортизации – к инновационным социокультурным проектам / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 1. – С. 2-4.