Методология онтодидактики как новая стратегия подготовки кадров в системе физкультурного образования

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 6 2017, с.3-5

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Доктор педагогических наук, профессор С.В. Дмитриев2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород

Обсуждаются научно-методологические и регулятивные принципы, связанные с построением и применением антропных технологий в сфере физкультурного образования.
В качестве модели используется объектно-предметная область спортивной онтокинезиологии, разработанная выдающимся биомехаником и кинезиологом, широко известным в России и за рубежом, В.К. Бальсевичем. Показано, как технологии обучающего исследования, которые характеризуются творческим поиском, тенденцией к образовательному развитию личности, программным продуктом, соответствующим цели исследования, должны пробуждать и приводить в действие внутренние процессы развития и саморазвития человека.
Для обретения профессионального статуса спортивного педагога-технолога студент, осваивающий онтодидактику, должен уметь включаться в созидательную социокультурную деятельность.
По мнению авторов, использование кинезиологического подхода в системе подготовки физкультурных кадров позволит решить проблему создания единого пространства гуманитарного и естественно-научного знания за счет снятия свойственного им субъектно-объектного дуализма в понимании феномена физической культуры.

Ключевые слова: онтодидактика, онтокинезиология, антропные технологии, кинезиологический подход, физкультурное образование.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  2. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека / С.В. Дмитриев. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. – 359 с.
  3. Дмитриев С.В. Антропно-деятельностная парадигма в педагогике (Полемические заметки) / С.В. Дмитриев, Е.В. Быстрицкая // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 96-101.
  4. Дмитриев С.В. Образовательные технологии – от логики взаимодействия к логике сотворчества / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая // Спортивный психолог, 2011. – № 2 (23). – С. 72-77.
  5. Коренберг В.Б. Активность – протосознание – деятельность – сознание (обращение к проблеме общей теории деятельности) / В.Б. Коренберг. – М.: КДУ, 2011. – 216 с.
  6. Лубышева Л.И. Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 3-5.
  7. Новичков Н.Б. Онтодидактика и образовательные стандарты / Н.Б. Новичков // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 8. – С. 2-5.