Физическая работоспособность студентов, освобожденных от учебных занятий физическими упражнениями

Фотографии: 

 

ТиПФК № 5 2017, с.26-28

Доктор медицинских наук, профессор Г.М. Казантинова1
С.Н. Федоряченко2
О.В. Коробова2
А.А. Куманцева2
1Волгоградский государственный аграрный университет (ГАУ), Волгоград
2Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики, Москва

Введение российских профессиональных стандартов стало заказом профессионального сообщества на подготовку специалистов с высоким уровнем работоспособности. Ее изучение у лиц разных профессий позволяет считать, что она является также и одним из критериев их здоровья. В литературе приводятся разные данные о физической работоспособности студентов, занимающихся физической культурой и спортом в основной и специальной медицинской группах в системе высшего образования. Однако мы не встретили работ об ее уровне у студентов из группы «освобожденных от практических занятий по физической культуре». Между тем именно в этой группе занимаются физкультурой лица с различными выраженными заболеваниями и физическими недостатками. Целью исследования стала оценка уровня физической работоспособности у студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре. В исследовании применялись следующие методы: нагрузочный тест PWC170 в модификации В. Л. Карпмана, максимальное потребление кислорода непрямым методом. Исследования выявили низкую физическую работоспособность у студентов из группы «освобожденные», особенно сниженную у лиц 1‑го курса с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Данная статья является началом межуниверситетского взаимодействия по формированию методических предложений по повышению работоспособности студентов с учетом инновационных медико-педагогических технологий.

Ключевые слова: физическая работоспособность; студенты, освобожденные от практических занятий; студенты с ограниченными возможностями здоровья; максимальное потребление кислорода.

Литература

  1. Алексеев С.В. Труд и здоровье / С.В. Алексеев. – Л.: Знание, 1989. – 32 с.
  2. Андрющенко Л.Б. Мониторинг физического развития студенческой молодежи Волгоградской области / Л.Б. Андрющенко // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 2. – С. 31-34.
  3. Андрющенко Л.Б. Компетентностно ориентированная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко, О.Н. Андрющенко / В сб.: Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. – 2015. – С. 24-30.
  4. Андрющенко Л.Б. Глобальные тенденции здоровьеформирующего образа жизни в системе образовательных организаций / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько. Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 332-335.
  5. Виноградов М.М. Физиология трудовых процессов / М.М. Виноградов. – М.: Медицина, 1966. – 367 с.
  6. Власова Т.Н. Комплексная оценка состояния здоровья студентов первого курса специального отделения / Т.Н. Власова, Г.М. Казантинова // Ученые записки. – 2011. – № 10 (80). – С. 55-59.
  7. Казантинова Г.М. Здоровы образ жизни в профессиональной деятельности специалиста: учеб. пособие для студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / Г.М. Казантинова, Л.Б. Андрющенко, Т. А. Чарова. – Волгоград, 2009.
  8. Казантинова Г.М. Здоровьесберегающие технологии физической культуры для студентов из группы «освобожденные»: монография / Г.М. Казантинова. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. – 116 с.
  9. Казантинова Г.М. Психофизиология умственного труда: монография / Г.М. Казантинова. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2013. – 116 с.
  10. Карпман В.Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 97с.
  11. Шутова Т.Н. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.