К вопросу о философских и социологических основаниях педагогического физкультурно-спортивного процесса

Фотографии: 

 

ТиПФК № 5 2017, с.9-11

Доктор педагогических наук, кандидат философских наук, доцент А.А. Передельский
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

В данном материале автор, используя формально-логическое прямое доказательство, обосновывает актуальность разработки философско-социологических оснований интеграционной профильной (физкультурно-спортивной) педагогики.
Установлено, что в современных условиях имеется ряд причин, вынуждающих настаивать на необходимости системной разработки философско-социологических оснований педагогического физкультурно-спортивного процесса. Закономерным продуктом такой системной разработки по факту сложившейся ситуации, в частности в отечественной профильной (физкультурно-спортивной) науке, а также согласно проведенному выше анализу, должна и уже позиционируется (правда, под разными названиями) интеграционная прикладная педагогика физической культуры и спорта как относительно автономное и достаточно актуальное когнитивное направление.
Интеграция может выступать и в качестве процесса, и в качестве результата. Создатели пограничных, объединительных теорий, как правило, называют их интегративными, приписывая себе заслугу создания интегративной когнитивной целостности как достижение, как свершившийся факт.
Учитывая указанную особенность прикладного использования учебно-образовательного и ценностно-воспитательного процесса, целесообразно, по мнению автора, рассуждать не об интегративной, а об интеграционной, или интегрирующей прикладной педагогике, подчеркивая процессуальность и системообразующий фактор, стержень интеграционного движения, происходящего именно в области педагогики, для решения педагогических задач.

Ключевые слова: философско-социологические основания, интеграционная профильная педагогика.

Литература

  1. Визитей Н. Идея олимпизма и спорт (Философско-культурологический анализ проблемы) / Н. Визитей, В. Манолаки. – Кишинев: Б. и., 2015. – 264 с.
  2. История Российской государственной академии физической культуры / Под общ. ред. В.В. Столбова. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 240 с.
  3. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В.В. Краевский // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С. 77-82.
  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп. / Л.П. Матвеев. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005. – 384 с.
  5. Орехов А.М. О соотношении социального и гуманитарного знания: различие или единство / А.М. Орехов // Личность. Культура. Общество. – 2015. – Т. XVII. – Вып. 3-4. – № 87-88. – С. 66-73.
  6. Орехов А.М. Социальная философия: Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века / А.М. Орехов. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 272 с.
  7. Передельский А.А. К вопросу об институциализации научно-педагогических школ в сфере физической культуры и спорта / А.А. Передельский // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 8. – С. 94–96.
  8. Передельский А.А. Философия спорта. Метанаучные основания спортивного процесса / А.А. Передельский. – М.: Издательский дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2011. – 480 с.
  9. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник / А.А. Передельский. – М.: Спорт, 2016. – 416 с.
  10. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и антологические основания: монография / А.А. Передельский. – М.: Спорт, 2016. – 312 с.