Влияние гендерных различий на показатели стрессоустойчивости студентов-волейболистов

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Потовская1
Доктор медицинских наук Т.А. Шилько1
О.Н. Крупицкая1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Представлены результаты социологического анализа материалов исследования о влиянии гендерных различий на показатели стрессоустойчивости студентов, занимающихся волейболом. Респондентам (мужчинам и женщинам) было предложено оценить по 5-балльной шкале уровни стрессогенности проблем, возникающих у них в первые три года обучения в вузе. Результаты исследования позволили выявить различия в показателях стрессовых состояний студентов, их зависимость от гендерных признаков и вида физкультурно-спортивной деятельности по целому ряду стресс-факторов, препятствующих успешной социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.
Социологический анализ подтвердил разнонаправленную тенденцию динамики показателей стрессовых состояний у мужчин и женщин от 1-го курса к 3-му, на основании которого можно предположить, что по своим психофизиологическим характеристикам мужчины более адаптированы к обучению в высшей школе, чем женщины, у которых этот процесс сопряжен с высоким уровнем стрессовой нагрузки.

Ключевые слова: студенты-волейболисты, гендерные различия, стрессо­устойчивость, стресс-факторы.

Литература

  1. Краев Ю.В. Проявление агрессии у спортсменов в разных видах спорта / Ю.В. Краев, В.Б. Мяконьков // Психология и педагогика – новая интеграция: материалы 24-й науч. конф. – СПб., 1998. – С. 33–35.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с.
  3. Фаустов А.С. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья / А.С. Фаустов, Ю.В. Щербатых // Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. – № 4. – С. 38–39
  4. Шилько В.Г. Влияние физкультурно-спортивных занятий на показатели стрессоустойчивости студентов / В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Е.С. Потовская и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 10. – С. 91–92.