Влияние утомления и психоэмоционального напряжения студентов-спортсменов на адаптацию к учебным нагрузкам

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор Т.В. Попова1
Кандидат биологических наук, докторант Ю.И. Корюкалов1
Кандидат биологических наук, доцент О.Г. Коурова1
Доктор биологических наук И.П. Довбий1
1Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Авторы исследовали психофизиологические функции студентов университета по направлению «Менеджмент», совмещающих обучение со спортивными занятиями. Испытуемыми были 62 студента-добровольца в возрасте 17-21 года. Они были разделены на 4 группы: 1-я и 2-я – студенты, не занимающиеся активно спортом (32 человека: 15 – юношей, 17 – девушек), 3-я и 4-я – спортсмены I разряда и КМС, различных специализаций и квалификации (30 человек: 15 – юношей, 15 – девушек). Стаж занятий спортом составил от 3 до 5 лет. Анализировали показатели статической выносливости кисти, АД, вариабельности структуры сердечного ритма по Р.М. Баевскому в покое и при локальной статической нагрузке; оценку нервно-психического напряжения. Показано, что у студентов-спортсменов адаптационные изменения в организме характеризуются развитием утомления и эмоционального напряжения, но их уровень значительно ниже, чем у нетренированных студентов. Выявлены критерии, характеризующие различные уровни утомления и нервно-психического напряжения у студентов.

Ключевые слова: студенты университета, спортсмены, утомление, нервно-психическое напряжение, адаптация.

Литература

  1. Алферова Т.В. Возрастные особенности реакции кровообращения на локальную работу мышц статического и динамического характера / Т.В. Алферова // Успехи физиологических наук. – 1988. – Т.19. – № 4. – С. 54–74.
  2. Баевский Р.М. Методики оценки функционального состояния организма человека / Р.М. Баевский, Ю.А. Кукушкин и др. // Медицина труда и промышленная экология. – 1995. – № 3. – С.30–34.
  3. Быков В.С. Физическое самовоспитание учащейся молодёжи / В.С. Быков, С.В. Михайлова, С.А. Никифорова //Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 8. – С. 13–16.
  4. Горст Н.А. Уровень адаптации сердечно-сосудистой системы в юношеском возрасте и дисрегуляционные процессы / Н.А. Горст, В.Р. Горст, И.О. Руденко // Альманах. Новые исследования. – 2004. – № 1–2. – С. 133–134.
  5. Журавишкина Е.Г. Некоторые аспекты учебной адаптации студентов / Е.Г Журавишкина // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90. – № 8. – С. 367–368.
  6. Кабанов С.А. Физиологические и психологические проблемы оценочной деятельности, адаптации, стресса и поведения человека (социально-физиологические, психолого-педагогические и поведенческие аспекты) [Текст] / С.А. Кабанов, С.А. Личагина, А.С. Аминов; под ред. А.П. Исаева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 183 с.
  7. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1983. – 168 с.
  8. Сапогова Н.В. Исследование функциональных возможностей ЦНС у девушек 17-18 лет с различным уровнем статической выносливости / Н.В. Сапогова, Л.Г. Петрова // I съезд физиологов СНГ: научные труды. – Сочи – Дагомыс, 19-23 сентября 2005. – М.: Медицина Здоровье. – Сочи, 2005. – Т. 1. – С. 52.