Показатели компонентного состава тела и кардиореспираторной системы у девушек 1-2-го курсов, занимающихся в специальной медицинской группе

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук К.В. Сухинина1
Аспирантка А.Ю. Колесникова1, 2
Аспирант О.Ю. Александрович1, 2
1Иркутский государственный университет, Иркутск
2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Исследовали показатели компонентного состава тела и состояния кардиореспираторной системы у девушек 1-2-го курсов, занимающихся в специальной медицинской группе. Всего обследовано 125 студенток. Экспериментальную группу составили 86 человек, из них 39 – с диагнозом миопия (2-й и 3-й степени), 20 – с диагнозом вегето-сосудистая дистония (ВСД) и 27 – с диагнозом сколиоз (1-й степени). В контрольную группу вошли 39 человек. Антропометрические измерения и функциональное тестирование девушек Иркутского государственного университета проводили на 1-м и 2-м курсах 2 раза в год (в сентябре и мае). Занятия по физической культуре проходили по индивидуально разработанной методике.
Установлено, что на 2-м курсе у всех обследованных происходит достоверное снижение веса тела и индекса массы тела, показателей объема легких и уровня ЧСС в покое и после ортостатической пробы. Наиболее значимые положительные антропометрические и функциональные изменения были выявлены у девушек с нарушениями костно-мышечной системы, девушки с заболеванием зрительного аппарата и ВСД отличались выраженными отрицательными реакциями на функциональные тесты.

Ключевые слова: антропометрические показатели, жировая масса тела, костная масса тела, мышечная масса тела, кардиореспираторная система, девушки, специальная медицинская группа.

Литература

  1. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: практ. пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов. – М.: Медгиз, 1975. – 30 с.
  2. Васильев М.А. Статистическое исследование состояния здоровья населения Российской Федерации / М.А. Васильев. – М., 2009. – 183 с.
  3. Григорьева С.А. Организация самостоятельной работы студентов специальной медицинской группы [Текст] / С.А. Григорьева // Самостоятельная работа студентов: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 20 декабря 2008 г. – Пермь: Изд-во Пермского института (филиала) РГТЭУ, 2008.
  4. Зерщикова Т.А. Особенности адаптации первокурсников педагогического факультета / Т.А. Зерщикова // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 (ч. 2). – С. 254 – 257.
  5. Колесникова Л.И. Социально-психологические особенности студентов-первокурсников в зависимости от профиля обучения / Л.И. Колесникова, Л.В. Рычкова, В.М. Поляков и др. // Бюллетень ВС НЦ СО РАМН. – 2015. – № 4. – С. 53 – 57.
  6. Матчин Г.А. Анализ заболеваемости студентов Оренбургского государственного университета за пять лет / Г.А. Матчин, А.М. Суздалева, О.Н. Токарева // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 9 – С. 34-39.
  7. Олейник Е.А. Показатели абсолютных и относительных маркеров конституции у женщин 18-23 лет, занимающихся различными видами двигательной деятельности: автореф. дис. … докт. биол. наук / Е.А. Олейник. – СПб., 2012. – 45 с.
  8. Сухинина К.В. К вопросу адаптации студентов в условиях обучения в вузе (обзор современных исследований) / К.В. Сухинина / Сб. матер. Седьмых Байкальских международных социально-гуманитарных чтений. В 3 т. Т. 2 / ФГБОУ ВПО «ИГУ». – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – С. 193-200.
  9. Сухинина К.В. Социологический портрет и некоторые психологические особенности студентов первого курса биолого-почвенного факультета ГОУ ВПО Иркутского государственного университета / К.В. Сухинина, Н.Н. Простокишина, Е.И. Гордеева // Сб. науч. тр. SWorld. Вып. 4. Т. 23. – Одесса: КУПРИЕНКО С.В., 2013. – С. 48-53.
  10. Тригорлый С.Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: дис. … канд. мед. наук / С.Н. Тригорлый. – Владивосток, 2006. – 135 с.
  11. Шагина И.Р. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа: дис. … канд. соц. наук / И.Р. Шагина. – Астрахань. 2010. – 252 с.
  12. Шаханова А.В. / Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения / А.В. Шаханова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова и др. // Медицинские новости. – 2012. – № 3. – С. 77-80.