Формирование толерантного поведения у студентов профиля подготовки «Физкультурное образование»

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.В. Ведерникова1
Кандидат филологических наук, доцент И.К. Цаликова1
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Пахотина1
1Тюменский государственный университет, Ишим

Целью исследования стало выявление возможных путей и методов формирования толерантности у студентов вузов профиля «Физкультурное образование» средствами дисциплины «Иностранный язык». Исследование проведено в Ишимском педагогическом институте им. П.П. Ершова – филиале Тюменского государственного университета в течение 10 лет методами анализа педагогической и психологической литературы, документации, результатов деятельности; наблюдения; опроса; беседы; анкетирования; тестирования и математической статистики. Исследованием были охвачены 240 студентов профиля «Физкультурное образование», направления подготовки 44.03.05 (050100.62) «Педагогическое образование».
Авторы считают, что большим потенциалом в формировании толерантного поведения обладают групповые и игровые формы работы. Во время групповой работы студенты видят, что каждый человек по-разному воспринимает, интерпретирует и оценивает одну и ту же ситуацию. Большое значение для формирования толерантного поведения имеет развитие рефлексии как возможность увидеть себя со стороны: особенности речи, жесты, поведение; проанализировать свои действия на корректность с точки зрения носителя другой культуры. Оптимальным методом при выполнении подобных заданий будет дискуссия в различных формах (круглый стол, заседание экспертной группы и т.д.), которая развивает умение слушать, передавать информацию, ставить вопросы и аргументировать, показывает разные способы решения проблемы.

Ключевые слова: иностранный язык, физкультурное образование, студенты, толерантность.

Литература

  1. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
  2. Миграционные итоги 2015 года: кто приезжает и уезжает из России? – Режим доступа: http://провэд.рф/analytics/research/34147-migpatsionnye-itogi-2015-goda-kto-ppiezzhaet-i-uezzhaet-iz-possii.html (дата обращения 24.11.2016).
  3. Миграционный прирост населения России увеличился в январе-июне 2016 года в 1,3 раза. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2016/0697/barom01.php (дата обращения 24.11.2016).
  4. Население Тюменской области. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Тюменской_области] (дата обращения 24.11.2016).
  5. Немо Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: пособие для уч-ся / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
  6. Пахотина С.В. Особенности обучения иностранному языку студентов факультета физической культуры педагогического вуза / С.В. Пахотина // Новый университет: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – Йошкар-Ола, 2013. – № 4. – С. 4-8.
  7. Пахотина С.В. Формирование толерантности на занятиях по иностранному языку / С.В. Пахотина, И.К. Цаликова // European Social Science Journal. – М., 2015. – № 1 (52). – С. 140-147.
  8. Перепелкина Ж.В. Теоретические и методические основы формирования готовности к использованию иностранного языка в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ж.В. Перепелкина. – СПб., 2000. – 55 с.
  9. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.Л. Плужник. – М., 2003. – 46 с.