Квалиметрия содержания дополнительного профессионального образования специалистов по адаптивной физической культуре и спорту

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Чепик1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1
М.В. Некрасова1
Аспирант А.С. Сидоров2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Подольский социально-спортивный институт, Подольск

Анализ статистических данных о развитии и состоянии адаптивной физической культуры и видов адаптивного спорта в регионах Российской Федерации свидетельствует как о положительных тенденциях, так и о проблемах, связанных с качеством профессиональной дееспособности специалистов, обеспечивающих социальную, психофизическую реабилитацию и спортивную подготовку указанной категории населения. Специальные исследования показали, что содержание профессиональной подготовки тренерского состава и инструкторов, привлекаемых сегодня к работе в системе адаптивного спорта, не в полной мере отвечает требованиям специфики работы с контингентом лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тренеры, как правило, недостаточно учитывают специфику морфофункционального состояния спортсменов-инвалидов, заключающуюся в том, что у спортсменов с нарушениями здоровья совершенно другие мотивы участия в соревнованиях; психоэмоциональное восприятие напряжённой мышечной деятельности и возможности выполнения движений со сложнокоординационной структурой двигательной деятельности; другие соотношения в межмышечной координации опорно-двигательного аппарата по сравнению с лицами, не имеющими аналогичных нарушений здоровья. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость разработки программ дополнительного профессионального образования специалистов с учётом специфики всей системы научно-методического сопровождения процессов тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов.

Ключевые слова: квалиметрия содержания образования, базовая профильная информация образовательной программы, паралимпийский вид спорта, профессиональная дееспособность тренера по виду спота.

Литература

  1. Бубновский С.М. Миофасциография / С.М. Бубновский, Г.А. Бобков, И.А. Пермяков / Матер. 10-й Междунар. конф. по кинезитерапии. – М., 2010. – С. 26-45.
  2. Корнева М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н.Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 37–43.
  3. Махов А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России: монография / А.С. Махов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2013. – 185 с.
  4. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации. – М.: Советский спорт. 2014. – 132 с.
  5. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществлении образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
  6. Приказы Минтруда России от: 04.08.2014 г; № 526н; от 04.08.2014 г. № 528н; от 16.11.2015 г. № 871 н.
  7. Сладкова Н.А. Акт внедрения Паралимпийского комитета России программы дополнительного образования «Международный классификационный кодекс и технологии распределения спортсменов с ограниченными физическими возможностями по функциональным группам» / Н.А. Сладкова, А.С. Сидоров. 2010 г.
  8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329 ФЗ (в ред. от 23.07. 2013 г. – Ч. 4. Ст. 33).
  9. Чепик В.Д. К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов / В.Д. Чепик, Г.А. Бобков, А.С. Сидоров // Вестник спортивной науки. – № 5/2011. – С. 55-58.