Особенности развития высших психических функций спортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

УДК/UDC 796.01:159.9   Поступила в редакцию 16.01.2017 г.

Доктор психологических наук, профессор В.И. Стрелков1
Доктор психологических наук, доцент О.И. Миронова1
Кандидат психологических наук, доцент А.В. Романова1
Кандидат психологических наук, доцент В.В. Трубников1
1Российский государственный социальный университет, Москва

В спортивной деятельности отечественных атлетов наиболее слабым звеном на сегодня остается психологическая подготовка к соревнованиям. В статье представлены результаты исследования состояния высших психических функций в динамике учебного года. В исследовании участвовали учащиеся спортивного класса последнего года обучения в общеобразовательной школе, тренеры спортивных команд различного профиля, будущие психологи, получающие дополнительное образование по ускоренной программе в течение года дневной формы обучения. Использовались методики: определение объема кратковременной зрительной памяти посредством блока «Мнемотест» комплекса микропроцессорной психофизиологической аппаратуры; определение объема внимания по таблицам Горбова–Шульте; тест креативности П. Торренса; Серия Е теста интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена». Экспериментальные данные показали, что наибольшую трансформацию испытывает воображение, как наиболее тонкий инструмент психологической подготовки; актуализация высших психических функций происходит под влиянием понятия, которое, включаясь в ментальный тренинг, выступает предметом-заместителем приобретенного в спортивной тренировке.

Ключевые слова: высшие психические функции, тренинг, психологическая подготовка к соревнованиям, понятие.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – С. 74.
  3. Ошанин Д.Н. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии / Д.Н. Ошанин // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. – М.: Наука, 1977. – С. 134-149.
  4. Родионов А.В. Психологическая подготовка баскетболиста на основе ментального тренинга / А.В. Родионов [Электронный ресурс]. URL: http://www.vst-basket-lesgaft.ru/content/view/30/7/ (02.12.2016).
  5. Стрелков В.И. Психология персонального образования: монография / В.И. Стрелков. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003. – 423 с.
  6. Стрелков В.И. Технология содержательного моделирования в системе высшего образования России / В.И. Стрелков, О.О. Заварзина, С.Ю. Баранкин и др. – М.: АРТКРАС, 2017. – 72 с.
  7. Knyazeva N., Gryaznukhin A.G., Kislyakov P.A., Esaulov V.I., Kekteeva Y.I., Polivara Z.V. (2016). Psychological and managerial problems of modern higher education International Review of Management and Marketing, 6 (1), pp. 47-52.