Особенности психологических и психоэмоциональных состояний спортсменов-паралимпийцев

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 3 2017, с.48-50

УДК/UDC 796.01:159.9    Поступила в редакцию 21.11.2016 г.

Доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1
Кандидат психологических наук Д.В. Савченко1
Кандидат психологических наук, доцент М.А. Ковалева1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Представлены результаты пилотажного исследования особенностей психологических и психоэмоциональных состояний спортсменов-паралимпийцев, наиболее часто возникающих в их профессиональной деятельности. Цель исследования – составление рекомендаций по обеспечению эффективной психологической работы с ними. Методики исследования: две специально разработанные авторские анкеты, направленные на выявление основных особенностей работы со спортсменами-паралимпийцами (анкета для тренеров) и особенностей психологических и психоэмоциональных состояний самих спортсменов во время соревнований и в период подготовки к ним. Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие 18 спортсменов-паралимпийцев из сборной России по легкой атлетике и 10 тренеров, работающих с этими спортсменами. Исследование проводилось в апреле 2016 г. в Сочи на сборах в рамках подготовки к летним Паралимпийским играм в Рио-де-Жанейро. В результате нашего исследования выявлено, что большинство из обследуемых спортсменов-паралимпийцев испытывают перед стартом состояние боевой готовности, внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям у большинства обследуемых выражается также в правильном ощущении степени своей подготовленности. Установлено, что спортсмены, склонные к точной оценке своих эмоциональных состояний, негативно относятся к тренировкам в состоянии усталости и склонны прекращать их с учетом своего самочувствия. Большинство тренеров абсолютно одинаково относятся к своим более или менее способным ученикам. Однако 30% тренеров уделяют большее внимание способным, при этом именно они отрицательно относятся к плохим результатам своих подопечных.

Ключевые слова: психологические и психоэмоциональные состояния, спортсмены-паралимпийцы, соревновательная и тренировочная деятельность, физическая реабилитация.

Литература

  1. Абалян А.Г. Научно-методическое обеспечение в системе управления подготовкой спортсменов-паралимпийцев высокого класса / А.Г. Абалян, Е.Б. Мякинченко, А.С. Крючков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – C. 66–70.
  2. Бабич Е.Г. Особенности эмоциональных предстартовых состояний профессиональных спортсменов (на примере МБК «Динамо», Москва) / Е.Г. Бабич, Е.А. Петрова, Д.В. Савченко, Н.В. Белякова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 29–31.
  3. Гилязетдинова Е.М. Психологические проблемы спортсменов-паралимпийцев / Е.М. Гилязетдинова. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. – 24 с.
  4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  5. Марьясова Д.А. Психическая адаптация спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. … канд. мед. наук / Д.А. Марьясова. – М., 2013. – 26 с.
  6. Махов А.С. Принципы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 7. – С. 34–37.
  7. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66–68.