Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 3 2017, с.46-47

УДК/UDC 794.1   Поступила в редакцию 03.10.2016 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Наряду с потребностью в двигательной активности существует потребность в психофизической активности – в актуализации интеллектуального потенциала личности. Однако шахматы не представлены в Федеральном стандарте спортивной подготовки среди дисциплин «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями». Используя проблемное интегративное поле теории и практики адаптивной физической культуры, именно с помощью ресурсов шахматного спорта и адаптивного обучения мы нашли возможности коррекции патологий психического и интеллектуального развития различных групп обучающихся. Благодаря использованию методик «Teaching children with Autism to Mind Read» и «Floor time» в шахматном обучении, удалось уменьшить коммуникационные нарушения юниоров, выступающих в первенствах страны и Европы. Структурировано адаптивное шахматное обучение учебному предмету «Физическая культура» студентов специальных медицинских групп РГСУ. Шахматное обучение, осуществляемое на базе ГБУ Психоневрологического интерната № 22, и проведение Московских лично-командных турниров позволили создать и исследовать практическую модель шахмат в контексте коррекции свойств и видов внимания, памяти и мышления взрослых индивидов.

Ключевые слова: шахматы, аутизм, интеллектуальное развитие, психическое состояние, интернет-порталы, память, внимание, мышление.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие / под ред. проф. С.П. Евсеева.– М.: Советский спорт, 2014. – 298 с.
  2. Михайлова И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 5. – С. 70–72.
  3. Михайлова И.В. Создание федеральной инновационной площадки по формированию модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного образования в вузе / И.В. Михайлова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. - С. 56-58.
  4. Михайлова И.В. Шахматы как многокомпонентный вид адаптивной физической культуры / И.В. Михайлова, А.С. Махов, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 56-58.
  5. Сафиулин Э.М. Анализ препятствующих факторов развития мастерства и численности шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной спортивной подготовки / Э.М. Сафиулин, А.С. Махов, И.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 33-35.
  6. Сафиулин Э.М. Влияние игры в шахматы на функциональное состояние инвалидов / Э.М. Сафиулин, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 52.