Мониторинг физического развития студенток физкультурного вуза в условиях Севера

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 3 2017, с.12-13

УДК/UDC 796.077.5    Поступила в редакцию 30.11.2016 г.

Кандидат биологических наук, доцент В.Р. Абрамова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Данилова1
Аспирант Е.В. Коркин2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, c. Чурапча, Республика Саха (Якутия)

Цель исследования – выявить особенности физического развития студенток, занимающихся физической культурой и спортом в условиях Крайнего Севера. В ходе исследования изучались тотальные размеры тела и их производные, характеризующие взаимодействие длины и массы тела, окружности грудной клетки, экскурсия грудной клетки. Воспроизведены расчеты следующих индексов: Кетле, Пинье, Эрисмана, жизненный индекс (ЖИ) и жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Исследование проводилось на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта. Выборки составили 50 студенток 1-го курса 2013, 2014, 2015 гг. поступления.
Результаты исследования показали, что у студенток-первокурсниц происходят изменения в их физическом развитии. Наблюдается тенденция к достоверному снижению показателей массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, индексов Эрисмана и Пинье и повышение длины тела. Выявлены низкие показатели системы внешнего дыхания, что отражает специфику формирования защитных и компенсаторных механизмов дыхательной системы в связи с проживанием в экстремальных климатических условиях Севера.

Ключевые слова: физическое развитие, студентки, вуз физической культуры и спорта, условия Крайнего Севера.

Литература

  1. Александрова Л.И. Оптимизация физических нагрузок студенток и спортсменок, проживающих в условиях Сибири, на основе оценки физического состояния / Л.И. Александрова, О.Н. Московченко // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 7. – С. 21-25.
  2. Борохин М.И. Влияние занятий мас-рестлингом на показатели физического развития / М.И. Борохин, А.В. Черкашин // Физическая культура. – 2015. – № 5. – С. 16-18.
  3. Калдариков Э.Н. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста республики Калмыкия / Э.Н. Калдариков // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11(117). – С. 62-66.
  4. Кулекин И.В. Динамика физического развития и функционального состояния систем организма курсантов-судоводителей I-IV курсов / И.В. Кулекин // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6(124). – С. 106-111.
  5. Павельев И.Г. Возрастная динамика параметров физического развития детей и подростков – сирот 8-18 лет / И.Г. Павельев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 9(115). – С. 105 – 110.
  6. Харитонова Л.Г. Особенности физического состояния организма студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: монография / Л.Г. Харитонова, О.А. Цепко. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 128 с.