Этнопедагогика в системе непрерывного физкультурного образования

Фотографии: 

ТиПФК № 3 2017, с.3-5

УДК/UDC 796.071   Поступила в редакцию 30.11.2016 г.

Кандидат педагогических наук, профессор И.И. Готовцев1
Доктор социологических наук, профессор У.А. Винокурова1, 2
Кандидат технических наук, профессор И.Е. Максимов3
Аспирантка Г.Г. Алексеева1, 4
1Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)
2Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск
3Международная славянская академия наук, образования, искусства и культуры, Новосибирск
4Северо-Восточный федеральный университет, Якутск

Обосновывается необходимость этнопедагогизации физкультурного образования посредством использования экодуховного потенциала природно-культовой воспитательной среды сакрального ландшафта. Мир природы и мир культуры вводятся в программу учебно-воспитательной деятельности Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта в виде проекта «Тэйэр Хайа – экодуховный и спортивно-оздоровительный центр ФГБОУ ВО ЧГИФКиС». Результаты проекта используются в учебном процессе: при проведении практических занятий по дисциплинам направлений подготовки: «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Организация работы с молодежью»: «Этнопедагогика народа Саха», «Культура народа Саха», «Социология молодежи», «Организация досуга молодежи», «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: экодуховность, этнопедагогизация, сакральный ландшафт, природный памятник, воспитание экодуховной личности, физкультурное образование.

Литература

  1. Вакалова Л.Г. Образовательный кластер как основа региональной экономики в спорте / Л.Г. Вакалова, Е.П. Гетман // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «На пути к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм» (29-30 октября 2008 г., г. Краснодар). – КГУФКСТ. – Краснодар, 2008. – С. 44-46.
  2. Винокурова У.А. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / У.А. Винокурова, С.С. Семенова / Мин-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ «Ин-т нац. шк. Респ. Саха (Якутия)». – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. – 416 с.;
  3. Гуляев М.Д. Непрерывное образование в современных социокультурных условиях: матер. Всерос. науч.-практ. конф. посвященной 80-летию высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия), 15-летию ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 50-летию МБДОУ ЦРР д/с «Чуораанчык».05 декабря 2014 г., с. Чурапча, Республика Саха (Якутия) / М.Д. Гуляев и др. – Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. – 167 с.
  4. Осечкина Л.И. Кластерный подход как условие повышения эффективности деятельности вуза / Л.И. Осечкина // Высшее образование в России. – 2012. – № 9.
  5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс].
  6. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. – Якутск, 1996.
  7. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях / Н.К. Шамаев. – Якутск, 2003.