Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития

Фотографии: 

ˑ: 

ФК:ВОТ №1 2017, с.63-65

УДК/UDC 796.011.3

Доктор педагогических наук, доцент С.Ю. Максимова1
Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Целью исследования стало научное обоснование модели музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития. При ее разработке авторы опираются на методические рекомендации М.В. Лазаревой, в которых рекомендуется выделять теоретико-методологические предпосылки такого процесса, интеграционные факторы ведущего и дополнительного плана, содержательные и формальные цели, личностный, содержательный и процессуальный компоненты.
Авторы описывают теоретико-методологические основания представленной модели, ее целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты. Также в статье раскрываются механизмы интеграции компонентов физического воспитания с технологиями музыкотерапии и игротерапии, обеспечивающие возникновение музыкально-двигательного воспитания. Представленная в педагогическом процессе взаимосвязь компонентов обеспечивает более эффективное решение оздоровительных, развивающих и коррекционных задач АФВ детей дошкольного возраста с ЗПР, что было подтверждено в рамках лонгитюдных исследований на базе специализированных дошкольных учреждений г. Волгограда.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, музыкально-двигательное воспитание, интеграция.

Литература

  1. Лазарева М.В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. … докт. пед. наук  / М.В. Лазарева. – М., 2010. – 53 с.
  2. Максимова С.Ю. Интеграционные возможности музыкально-двигательного воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2014. – № 9. – С. 53-58.
  3. Медведева Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007. –  № 3. – С. 49-55.  
  4. Фомина Н.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 1. – С. 53-55.
  5. Фомина Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 10. – С. 61-65.
  6. Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 5. – С. 57-58.