Технологические особенности построения индивидуальных траекторий в образовательном пространстве вуза средствами адаптивной физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

 

УДК/UDC 796.011.3

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Кандидат педагогических наук, доцент П.П. Тиссен1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

В статье отражены особенности построения индивидуальных образовательных траекторий для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе адаптивной физической культуры. Результаты исследования позволили выявить основные технологические особенности индивидуальных образовательных траекторий, определяя индивидуальный подход к занятиям адаптивной физической культурой студентов с ОВЗ. Авторы делают выводы о том, что при неограниченных возможностях здоровья наблюдаются неожиданные последствия, выражающиеся в ущербе здоровью в результате нерационального построения учебного процесса, снижающие эффект социальной роли адаптивного физического воспитания студентов с ОВЗ как культурного феномена. Технология индивидуальных образовательных траекторий в системе адаптивного физического воспитания отражает их этапность, доступность, индивидуальность. Реализация структурных компонентов индивидуальных образовательных траекторий учитывает как принципы и условия, так и использование основных организационных форм занятий с учетом особенностей каждого обучающегося.

Ключевые слова: технологии, студенты с ограниченными возможностями здоровья, адаптивная физическая культура, индивидуальная образовательная траектория.

Литература

  1. Андреева И.Г. Содержание образования в свете государственной политики сохранения здоровья нации / И.Г. Андреева // Педагогика. – 2012. – № 10. – С. 32-39.
  2. Аршавский И.А. Индивидуальные механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза / И.А. Аршавский. – 1985. – 270 с.
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры.– 1995. – № 5. – С. 7-8.
  4. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М., 2004. – 235 с.
  5. Волкова И.П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению / И.П. Волкова //  Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 477-486.
  6. Голикова Е.М. Коррекция личностных рисков у школьников и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях АФК / Е.М. Голикова, П.П. Тиссен Е.Е. Лутовина  // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 12.
  7. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для вузов / Л.И. Лубышева. – М.: Академия. 2010. – 272 с.
  8. Лубышева Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. – М.: Теория и практика физической культуры, 2005. – 191 с.
  9. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт. 2003. – 464 с.
  10. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физ. культуры.  – 1993. – № 7. – С. 8-10.