Оперативное планирование как резерв повышения эффективности тренировочного процесса в массовом спорте

Фотографии: 

ˑ: 

ФК:ВОТ №1 2017, с.23-25

УДК/UDC 796.015.15

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Копаев1
Аспирантка Т.А. Облецова1
1Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, г. Великие Луки

Цель исследования – получение научно-прикладных данных о состоянии практики оперативного планирования тренировочного процесса в массовом спорте и факторах, ее определяющих. В качестве основного метода исследования применялось анкетирование, При разработке инструментария учитывался современный социально-педагогический контекст профессиональной деятельности тренера. Опрос осуществлялся при непосредственном взаимодействии с респондентами. Всего опрошено 300 тренеров, работающих в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных клубах, а также ведущих спортивную деятельность на базе школ, техникумов (колледжей) и вузов Псковской, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Калининградской, Смоленской областей и Санкт-Петербурга.
В ходе исследования выявлена недооценка роли оперативного планирования тренировочного процесса в массовом спорте. План-конспект отдельного занятия, как наиболее конкретизированный документ планирования, разрабатывают только 32,3 % тренеров, 22,7 % не делают этого никогда и 45,0 % – эпизодически. Отношение к разработке этого документа фактически не зависит от тренерской категории, образования, стажа работы. Полученные данные указывают на необходимость принятия адекватных организационных и управленческих решений по оптимизации существующей практики планирования.

Ключевые слова: массовый спорт, тренировочный процесс, оперативное планирование, управление спортивной подготовкой.

Литература

  1. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.
  2. Копаев В.П. Урочное планирование – связующее звено педагогической науки и практики / В.П. Копаев // Междунар. науч.-практ. конгресс «Национальные программы формирования здорового образа жизни», 27-29 мая 2014 г. Т. 4. Всерос. конф. «Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития», посвященная 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ Л.П. Матвеева: материалы / М-во спорта РФ, Департамент образования г. Москвы, Федер. гос.  бюджетн. образоват. учреждение высш. проф. образования. «Рос. гос. ун-т  физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». – М., 2014. –  С. 67-69.
  3. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко. – М.: Юрайт, 2014. – 828 с.
  4. Матвеев  Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
  5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. – Режим доступа:  http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356&PubID=4981.