Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов

Фотографии: 

Теория и практика физической культуры №2 2017, с. 103-104

УДК/UDC 796.011.1   Поступила в редакцию 10.06.2016 г.

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Зайцев1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2
Б.В. Сорока1
Д.А. Ульянов2
1Калининградский государственный технический университет, Калининград
2Волгоградский государственный университет, Волгоград

Цель исследования – провести анализ программ подготовки и процесса физического воспитания студентов вузов. В статье рассмотрены проблемы и перспективы организации физического воспитания студентов вузов в условиях реализации ФГОС-3+, осуществлен ретроспективный анализ вузовских программ и образовательных стандартов по физической культуре. Внесены предложения по оптимизации процесса физического воспитания студентов вузов в свете требований образовательного стандарта нового поколения. Для оптимизации процесса физического воспитания студентов авторами рекомендовано: выработать общее основание создания и реализации программ по физической культуре; увеличить количество обязательных практических занятий до необходимого минимума (60-64 ч в семестр на первых трех курсах обучения); создать единый учебник по теоретическому разделу физической культуры; определить перечень направлений подготовки, для которых требуется обязательное освоение прикладных видов спорта; планировать учебный процесс в виде модуля «Физическая культура и спорт», что обеспечит этапность формирования общекультурной компетенции согласно ФГОС-3+.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты высших учебных заведений, высшее образование, федеральные государственные образовательные стандарты, учебная программа, физическая культура, компетенции.

Использованная литература

  1. Евсеев С.П. Направления модернизации физкультурного образования в свете требований нового закона об образовании в Российской Федерации / С.П. Евсеев // Программа Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития». 6-7 декабря 2013 года, Санкт-Петербург. – СПб., 2013. – С. 1.
  2. Комплексная программа для ВУЗов «Физическое воспитание», 1987 г.
  3. Курамшин Ю.Ф. Становление и развитие программно-нормативных основ вузовского физического воспитания в 20-40 годы XX века / Ю.Ф. Курамшин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 4 (110). – С. 67-71.
  4. Курамшин Ю.Ф. Состояние программно-нормативных основ физического воспитания во второй половине XX века и пути их развития на современном этапе / Ю.Ф. Курамшин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5 (111). – С. 77-82.
  5. Программа по физической культуре для высших учебных заведений / Всесоюз. ком. по делам физ. культуры и спорта при Совете народных комиссаров СССР. – М.: ОГИЗ – Физкультура и туризм, 1937. – 108 с.
  6. Программа по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях. – М.: Советская наука, 1951. – 24 с.
  7. Программа «Физическое воспитание в вузах», 1975 г.
  8. Типовая программа и материалы по физической культуре для втузов, вузов, комвузов, техникумов и рабфаков (кроме медицинских и педагогических) / Метод, сектор Наркомпроса РСФСР. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 80 с.
  9. Физическая культура. Общесоюзная базисная учебная программа для высших учебных заведений. – М.: Гособразование СССР, 1990. – 22 с.