Структурный анализ интеллектуальных трудностей соревновательной деятельности юных спортсменов

Фотографии: 

Теория и практика физической культуры №2 2017, с. 100-102

УДК/UDC 796.077.5   Поступила в редакцию 01.09.2016 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва

Цель исследования состоит в определении содержания интеллектуальных проблем подростков в условиях спортивной деятельности, характеристике соответствующих им интеллектуальных запросов, отражающих образовательные потребности с учетом видов и проявлений интеллекта, значимых для успешной самореализации в избранном виде спорта. Исследование проведено на 500 подростках-спортсменах 13-15 лет и 104 тренерах, представляющих 18 видов спорта. Результаты исследования позволяют констатировать широту образовательного запроса подростков, выходящего за пределы когнитивных функций, и профессиональный интерес тренеров к самосовершенствованию умений в области технологии интеллектуальной подготовки юных спортсменов. Для подавляющего большинства респондентов в процессе спортивной подготовки важно задействовать биологические детерминанты интеллекта, когнитивные стили, формировать когнитивную гибкость, развивать когнитивные функции, ситуационно актуальные проявления теоретического, информационного, технологического, практического, телесно-кинестетического, мотивационного (в структуре внутриличностного), эмоционального и социального интеллекта. Тренеры в сравнении с юными спортсменами недооценивают значение биологических детерминант интеллекта – психомоторики, технологического и эмоционального интеллекта, что позволят судить о недостаточном удовлетворении образовательных потребностей подростков.

Ключевые слова: подросток, тренер, спортивная деятельность, виды интеллекта, интеллектуальные проблемы, образовательный запрос.

Использованная литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982-1984. – 1983. – Т. 5. – С. 21.
  2. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1996. – 216 с.
  3. Исаева Э.Г. Внутриличностные конфликты и их коррекция / Э.Г. Исаева. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2002. – 371 с.
  4. Малышева Л.В. Модели интеллекта: 100 лет развития / Л.В. Малышева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 280 с. – С. 111, 168-169.
  5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с. – C. 69.
  6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.